Составители:
Рубрика:
18
3. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ
ВЕКОВ
Термином средневековая арабо-мусульманская философия
обозначают совокупность мировоззренческих положений, теорий и
течений мысли, сформировавшихся преимущественно на Ближнем
Востоке в сфере социального и культурного влияния исламской
цивилизации. Характер и содержание философских исканий арабов
обусловило то, что они возникали значительно позже своих индийских,
китайских и греческих аналогов и сразу как явление средневековой
культуры со всеми присущими ей чертами. Определяющее влияние на эти
процессы имело формирование новой монотеистической религии –
ислама, вызвавшего активизацию духовной жизни самих арабов (так
назывались первоначально лишь кочевые племена Аравийского
полуострова), а в последствии и завоеванных ими народов Ближнего и
Среднего Востока, Северной Африки и части Европы.
Основатель новой религии – Мухаммед (ок.570 – 632), провозгласив
себя последним пророком (посланником) единого бога Аллаха,
существенно ускорил процесс разложения родоплеменных связей и
переход к феодальным отношениям среди племен Аравии. Объединив в
своих руках светскую и религиозную ветви власти, он создал сильное
военизированное теократическое («теократия» буквально означает –
«власть бога», от имени которого управляли халифы – отсюда название
Арабский халифат) государство. Под лозунгом «войны за истинную веру»
арабы захватывают к середине VIII века территорию от Северо-Западной
Индии до Средиземного моря, северное побережье Африки и,
переправившись через Гибралтар, практически весь Пиренейский
полуостров. Идейной основой этого гигантского объединения стран и
народов стала монотеистическая религия ислама, священными книгами
которой являются Коран (основной источник) и Сунна (сборник
изречений, наставлений и описаний деяний пророка Мухаммада).
Поскольку арабская философия не имела собственных глубоких
историко-теоретических корней, то она очень внимательно относилась к
интеллектуальному наследию завоеванных народов, стоявших зачастую
на значительно более высокой ступени теоретико-культурного развития.
Эту чуждую христианскому Западу установку толерантности
(терпимости) ислама по отношению к иным культурам наглядно
иллюстрируют слова одного из основоположников мусульманской
философии Аль-Кинди: «Нужно, чтобы мы не стыдились принимать
истину, откуда бы она ни пришла – пусть даже от удаленных и непохожих
на нас племен» /Цит. по: Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989.
С.243/.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »