Составители:
Рубрика:
19
Немаловажную роль в относительно свободном (по сравнению с
Западом) развитии философской мысли в мусульманском мире сыграл и
тот факт, что религия ислама формировалась скорее как нравственно-
политическое учение, мало затрагивавшее серьезные теоретико-
мировоззренческие проблемы. Более сложные вопросы происхождения
мира, соотношения сущности и существования, причинности,
познаваемости и различия видов знания, сущности человека и т.п.
оказались в компетенции представителей нарождающейся философии.
Исламской религии характерно уважительное отношение к любому
знанию, что зафиксировано в ее священной книге. Поэтому многие
правители мусульманского Востока покровительствовали росту и
распространению научных знаний, открыто выражая свои симпатии
учености и ученым: «Чернила ученого столь же достойны уважения, как
кровь мученика», «Величайшее украшение человека – знание».
Наконец, выдающиеся достижения мусульманских мыслителей в
решении философских проблем связаны с интенсивным развитием науки,
проходившим в VIII – XII веках на Востоке при их непосредственном
участии. В таких сферах знания, как математика, оптика, психология,
астрономия (и астрология), химия (и алхимия), география, биология,
медицина, арабские ученые значительно опережали своих
немногочисленных западноевропейских коллег-современников.
Таким образом, на основе развития экономики, ремесел, торговли,
мореплавания, земледелия, техники и науки по соседству с христианской
цивилизацией Европы процветала мощная и своеобразная арабско-
мусульманская культура. Объявив себя преемницей высших достижений
эллинистического мира, она сумела в отличие от латинского варварства
создать благоприятный климат для прогресса в самых разнообразных
сферах духовности.
Двумя крупнейшими духовными центрами средневекового
исламского мира были Багдад на Востоке и Кордова в завоеванной
Испании, что соответствовало разделению арабской культуры на две
ветви.
Становление Багдада в качестве одной из духовных столиц арабской
цивилизации происходит в начале IX века при халифе Аль-Мамуне. В
открывшемся в 832 году в этом городе «Доме мудрости» шло накопление,
переписывание и перевод на арабский язык древних рукописей, в том
числе философских трудов Платона, Аристотеля и их комментаторов,
научных трактатов врачей Гиппократа и Галена, работ по математике и
астрономии Евклида, Архимеда и Птолемея.
В Х столетии на Пиренейском полуострове во втором после
Константинополя по величине городе тогдашней Европы – Кордове
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »