Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

21
заслуга разработки метода определения географической долготы,
вычисления длины окружности Земли, предположение о вращении нашей
планеты вокруг Солнца и т.п. Всемирно известный поэт и философ Омар
Хайям (1048 1131) знаменит своими трудами по математике и
астрономии. Этот список, естественно, можно продолжить.
Вместе с тем, поскольку основной задачей средневековой арабской
философии была защита ислама, а взгляды Платона и, особенно,
неоплатоников лучше соотносились с интересами теологии, то
аристотелизм редко использовался в чистом виде, чаще переплетаясь с
элементами неоплатонизма.
Наиболее значительными фигурами рационалистической ветви
арабо-мусульманской философии были Аль-Кинди, Аль-Фараби и Ибн-
Сина на Востоке, Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд на Западе.
Начало арабо-язычной философской традиции связывают с Аль-
Кинди (ок.800 879), переводчиком, комментатором и популяризатором
Аристотеля и других античных мудрецов, автором работ по метафизике,
логике, этике, математике, астрономии, медицине, метеорологии, теории
музыки и оптике.
Признавая приоритет изложенного в Коране пророческого знания
перед всяким другим, Аль-Кинди, в то же время, понимал Бога как
абстрактную причину, создавшую мир и предоставившую ему
возможность развиваться дальше самостоятельно (эта позиция известна в
европейской философии как деизм). Развивая идеи Аристотеля, Аль-
Кинди предложил вместо его 10 категорий свои 5 «прасубстанций»:
материю, форму, движение, место (пространство) и время. Во взглядах на
познание арабский философ выделял его чувственную и разумную
ступени, связывал реализацию последней с наукой (математикой и
естествознанием), которая готовит человека к восприятию философии.
Продолжателем учения Аль-Кинди был другой крупнейший
философ средневекового Востока Аль-Фараби (870 – 950), видевший свою
основную задачу в очищении философии от мистики и теологических
наслоений с помощью разума и логики.
Говоря о сотворении мира, Аль-Фараби вслед за Аль-Кинди
приписывает Богу роль первопричины мироздания, не вмешивающейся в
дальнейшие его процессы, изучение которых дело науки. Он уделяет
наукам большое внимание, выделяя в них 4 основных раздела науку о
языке, логику, математику и, наконец, последний, куда включает физику
(естествознание) и метафизику (философию).
Аль-Фараби автор первой в арабском мире социальной утопии
модели идеального города-государства, где счастье людей, которое
должно быть устроено уже в этой, а не в загробной жизни, достигается
через их взаимопомощь и просвещение.