Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

22
Одним из самых известных не только в средневековом, но и в
современном мире деятелей мусульманской культуры был выходец из
туркестанской Бухары Авиценна, полное арабское имя которого Абу-
Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина (980 -1037). Философ, ученый-
энциклопедист, врач, Ибн-Сина жил в Средней Азии и Персии. Из более
чем 400 его сочинений по всем известным тогда областям знания наиболее
значимыми являются «Канон врачебной науки», вплоть до XVII столетия
служивший одним из основных руководств по медицине в Европе и
арабском мире, и философский труд «Книга исцеления».
В последнем Ибн-Сина развивает разделяемую сегодня
большинством философов идею Аристотеля о неразрывной связи между
философией и конкретными науками: без опоры на научные данные
невозможно сформулировать общефилософские выводы, в то же время, ни
одна наука не может обойтись без основополагающих метафизических
категорий «субстанция», «материя», «форма», «пространство», «время»,
«качество», «количество», «истина» и т.п.
Значительно возросший со времен Аристотеля объем знаний
позволяет Ибн-Сине разработать новую гораздо более детальную
классификацию наук, выделяя теоретические, целью которых выступает
постижение истины, и практические, направленные на достижение блага.
К теоретическим наукам им отнесены физика, математика и метафизика, к
практическим – политика, домоводство и этика.
Логике арабский мыслитель сознательно «не нашел места» в своей
классификации, ибо считал ее главным орудием познания, предваряющим
и делающим возможными все другие исследования.
В целом, мировоззрение Ибн-Сины теоцентрично, но в ином плане,
нежели христианское. Вслед за Аристотелем он рассматривал Бога как
неподвижный двигатель, творческое условие становления мира.
Признавая творение мира Аллахом, главную роль в этом процессе он
отводил Божественному разуму, а не воле, и исходным материалом
считал материю, а не ничто. При этом создание материального мира
выдающийся арабский философ и ученый трактовал не как
одномоментный акт, а как достаточно длительный процесс, фактически
предвосхищая идею современного эволюционизма.
Значительное внимание в своих работах Ибн-Сина уделил учению о
душе, в которой он различал растительную (способную к размножению,
росту и питанию), животную (связанную с движением и
чувствительностью) и человеческую (наделенную разумом)
составляющие. В человеке разумная часть его души стремится подчинить
себе две низшие, но удается это немногим.
Вслед за Аристотелем Ибн-Сина выделяет в человеке помимо
разумности его социальность, т.е. общественный характер жизни, который