Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

23
поддерживается установленным впервые пророком Мухаммедом
разделением труда.
На рассмотренном материале при некоторых различиях, все же
трудно не заметить параллелизм в развитии арабо-мусульманской и
христианской философии Средних веков, который проявляется в сходстве
их теоретических источников, большем или меньшем, но в обоих случаях
существенном влиянии на их развитие религии, наконец, в совпадении
решаемых проблем. К числу последних относится и проблема
универсалий (общих понятий), которая будет подробнее рассмотрена в
следующем разделе, посвященном схоластической философии
средневековой Европы.
Философские и научные взгляды Ибн-Сины оказали огромное
влияние на современников, многие из которых пытались развить их
дальше.
Уже отмечалось, что в конце XI - XII веках на востоке громадной
территории, находящейся в сфере влияния мусульманской культуры,
начинается замедление духовного развития, связанное с Крестовыми
походами на Восток европейцев, последовавшим за этим распадом
Арабского халифата, с наступлением религиозно-догматической реакции.
В то же время, в захваченной еще в VIII столетии арабами Испании
культура находится на подъеме.
Мавры (так европейцы называли арабских завоевателей
Пиренейского полуострова) преобразовали страну: усовершенствовали
технику сельского хозяйства, развили садоводство и виноградарство,
создав более прогрессивную систему орошения, наконец, способствовали
росту городов, число которых вскоре достигает четырехсот. На основе
впечатляющего социально-экономического подъема все заметнее
становятся достижения арабо-мусульманской духовной культуры Запада,
в том числе философии.
Если Ибн-Сина был признанным лидером восточно-мусульманского
рационализма, то не меньшим авторитетом в западной части исламского
мира обладал Ибн-Рушд (1126 1198), в европеизированном варианте
Аверроэс. Крупнейший арабо-мусульманский философ XII столетия, он
находился под влиянием идей Ибн-Сины и античной мысли. Автор
многочисленных трудов по философии, естествознанию, медицине,
филологии и праву, Ибн-Рушд прокомментировал практически все
известные произведения Аристотеля, считая, что в них дана истина и
ничего прибавить к ней нельзя. Вместе с тем, он и сам, как мы увидим
далее, – оригинальный ученый и философ.
Полагая, что ислам не запрещает, а, напротив, призывает человека
изучать мир и через него Создателя, Ибн-Рушд в своем труде
«Опровержение опровержения» утверждает, что самый совершенный