Составители:
Рубрика:
20
формируется западный духовный центр исламской культуры, который в
XII веке начинает выходить на первые роли.
Наиболее значительными течениями мусульманской философской
мысли были суфизм и арабский перипатетизм, представляющие,
соответственно, ее мистическую и рационалистическую ветви.
Свое название исламский мистицизм получил от арабского слова
«суф», означающего шерсть, волос – материал, из которого
изготавливалась грубая одежда аскетов суфиев – власяница. Основные
теоретические положения суфизма можно свести к следующим:
- онтологическая концепция «Единого бытия» Ибн Араби (XII –
XIII) признавала три сферы реальности: а) Абсолют (сфера Бога и Истины,
из которой возникает всякое существование), б) Имена, т.е. общие
понятия или эйдосы (вспомним мир идей Платона), промежуточное звено,
и в) природный, чувственный мир как тень от божественного света,
прошедшего преломление через мир идеальных образов (Имен);
- в вопросах познания суфизм во многом был близок к
рационализму, ибо не отрицал философию и стремился к знанию. Однако
суфии серьезно ограничивали сферу применения человеческого рассудка,
за пределами которой властвовали, по мнению Аль-Газали (XI-XII), уже
более высокие познавательные способности – интуиция и мистическое
озарение;
- антропологические взгляды суфизма отвергали фатализм (т.е. веру
в предопределенность судьбы) и основанную на нем позицию слепого
подчинения воле Аллаха («ислам» в буквальном смысле переводится с
арабского как «покорность»). Они признавали в человеке внутреннюю
божественную природу («искру божью»), свободу воли и способность к
духовному самосовершенствованию.
Рационалистическое направление средневековой мусульманской
философии представлено арабскими перипатетиками, получившими свое
название за приверженность идеям Аристотеля. Объясняется это не только
широким знакомством арабов с трудами самого греческого мыслителя и
его комментаторов, но и близостью им его ориентации на разум в
познании и энциклопедической учености.
Как уже отмечалось, в отличие от философии средневековой
Европы, тесно связанной с христианской религией, философская мысль
арабского Востока с первых своих шагов интересовалась
преимущественно логикой, естествознанием, математикой, медициной.
Многие видные философы одновременно проявили себя незаурядными
математиками, астрономами, медиками и представителями других
конкретных наук. Достаточно вспомнить Аль-Бируни (973 – 1048),
который помимо философии занимался астрономией, математикой,
географией, геологией, физикой, фармакологией. Ему принадлежит
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »