Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

17
самостоятельно категориального аппарата и соответствующей
терминологии на латыни. В результате в арсенал не только средневековой
схоластики, но и всей последующей, в том числе современной, философии
вошли такие понятия, как «субстанция», «атрибут», «акциденция»,
«модус» и др. Оппонируя гностикам, практиковавшим символическое
истолкование священных текстов, Боэций обращается к строгому
логическому анализу словесных конструкций, которыми выражены
основные христианские догматы. Развитый несколькими столетиями
спустя его метод, состоящий в изучении понятий и связей между ними и
названный «схоластическим», стал доминирующим в зрелой и поздней
средневековой философии.
Наконец, именно Боэций отстаивал и развивал идею обучения семи
дисциплинам как подготовки к изучению теологии. Эта система,
включавшая в себя тривиум (грамматика, риторика и диалектика, или
логика) и квадривиум рифметика, геометрия, акустика или «музыка» и
астрономия), была реализована сначала в религиозных школах, а затем,
начиная с XII века, и в первых университетах и легла в основу
последующего деления наук на гуманитарные и естественные.
Осуществляемая в организационных формах официальной школы
программа поиска логических оснований, позволяющая аргументировано
объяснить содержание библейских текстов и откровений отцов церкви, и
стала называться схоластикой.
Средневековье, охватывая громадный промежуток истории
продолжительностью более тысячелетия, было естественно
неравнозначным в своих достижениях на различных этапах. Так, после
захвата в конце V века германскими племенами Западной римской
империи в ее развитии приблизительно до IX – Х столетий наступает
относительный застой. Христианской культуре потребовалось несколько
веков на то, чтобы ассимилировать (приобщить к своим языку, знанию,
ценностям, наконец, социально-политическому устройству) огромную
массу варваров-завоевателей. Неофитам (новообращенным в
христианство), большей частью, не владевшим даже грамотой, было
ближе и понятнее знание, получаемое через откровение, нравственную
проповедь, нежели представленные в форме сложных силлогизмов
(логических умозаключений) рационально постигаемые истины. Поэтому,
центр богословской и философской жизни перемещается на Восток в
сумевшую временно устоять под натиском варваров Византию и во вновь
возникающую мусульманскую цивилизацию. К анализу особенностей
теоретической мысли средневекового арабского Востока, представляющей
собой широчайшее разнообразие самобытных идей, концепций и
направлений, оказавших существенное влияние на последующее развитие
мировой философии, мы и переходим.