Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
народа), и Священное Писание христиан Библия включает в себя книги
Ветхого (по сути, иудейского) и Нового (собственно, христианского)
Заветов.
Филон рассматривал Бога как высшее существо, которое находится
за пределами мира, вне пространства и времени. Поэтому Богу, который в
силу вышеуказанного трансцендентного (сверхприродного) положения
не может вступить в непосредственный контакт с миром, нужен
посредник. В качестве такового Филон использует одно из центральных
понятий античной философии Логос. У Филона это божественный
разум, мир идей, который Бог создал прежде, чем сотворить мир
физический. Кроме того, Логос это мировой порядок и красота; именно
он сводит разнообразие вещей к единству и гармонии. Позднее в рамках
христианского учения Логос отождествляется со спасителем Христом.
В Ветхом завете Филон Александрийский видит божественное
откровение, в котором наряду с прямым и буквальным содержанием, есть
скрытый духовный смысл. Бог, по мнению философа, такое существо,
сущность которого не может быть выражена никаким словом. Ибо она
превышает всякую мысль или образ. Все, говорящееся о Боге, лишь
иносказание. Для его обнаружения и понимания требуется использование
разработанного ещё древними греками для толкования мифов и рассказов
о богах аллегорического (иносказательного) метода. Причем, тайный
смысл библейских текстов доступен только избранным, наделенным
божественной благодатью.
Другим источником христианства явилось учение стоиков,
представителей одной из самых популярных и влиятельных
эллинистических философских школ, утверждавшее всеобщее равенство
людей в их стремлении к счастью и смирение как средство его
достижения. Как утверждал римский стоик Луций Сенека (I век н.э.),
человек не в силах изменить свою судьбу, но может переменить свое
отношение к ней (смириться). Следовательно, добиться гармонии с миром
может каждый, будь то раб или император, ибо счастье находится не вне,
а внутри нас. Предлагаемые стоиками уход от активной политической
жизни, замыкание в общины единомышленников, пренебрежение к
земным благам и превознесение духовных ценностей фактически
предвосхищали и подготавливали многие идеи христианства.
Обозначив важнейшие социально-культурные условия и
теоретические предпосылки формирования нового религиозного
мировоззрения, переходим к рассмотрению идей его первых защитников –
апологетов.