Культура эпохи Возрождения. Лысак И.В. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
это «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бес-
конечность, а мир проявление Бога, «ограниченный максимум»,
«абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог,
вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной
вещи. Согласно Н. Кузанскому, Бог есть одновременно центр и ок-
ружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр
повсюду и нигде. Человека он рассматривает как микрокосмос, пред-
ставляющий собой подобие макрокосмоса. По мнению Николая Ку-
занского, человек соединяет в себе как земное, так и божественное.
Николай Кузанский полагал, что человек вполне способен познавать
природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения,
рассудка и разума. Чувственное познание это начальная стадия по-
знания, она упорядочивается рассудком. Разум это высшая теорети-
ческая способность человеческого сознания, которая направлена на
выявление, осмысление и преодоление противоположностей. С про-
блемой противоположностей связана у Н. Кузанского проблема исти-
ны, которую он понимал в тесной связи с заблуждением, полагая, что
для истины заблуждение требуется как тень для света. Он считал, что
познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в
более или менее точных представлениях. Николай Кузанский защи-
щал концепцию ученого незнания даже самое глубокое знание не
ликвидирует незнания. Он утверждал, что знает по настоящему тот,
кто знает свое незнание. Процесс познания совершается по пути,
приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается не-
познаваемым.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить выс-
шее начало бытия как тождество противоположностей (единого и
бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сбли-
жения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более
углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пан-
теистическое учение. Бруно опирался не только на Николая Кузан-
ского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперни-
ка (1473–1543). Согласно учению Н. Коперника, Земля, во-первых,
вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а
также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг
Солнца, помещенного Н. Коперником в центр мира. Таким образом,
Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и
космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности
космоса. Как и Н. Кузанский, Н. Коперник считает, что Вселенная