ВУЗ:
Составители:
14
неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечно-
сти», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с
размерами Вселенной чрезвычайно малы.
Космология Джордано Бруно изложена в его работе «О беско-
нечности, Вселенной и мирах» (1584). В этом произведении он, вслед
за Н. Коперником, утверждает, что физическая Вселенная бесконечна
и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть
Солнце и несколько планет. Бруно утверждал, что не только Земля,
но и Солнце вращается вокруг своей оси. Космос – одновременно
пустая и одновременно наполненная бесконечность. В бесконечно-
сти, согласно Дж. Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и ок-
ружность, центр и периферия, объект и субъект. Бесконечность Все-
ленной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого соз-
нания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных
вещей. Ни одно тело не имеет привилегированного положения, не
существует никакого размещенного в центре внешнего источника
движения. Природа в понимании Дж. Бруно фактически приобретает
полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства.
Он утверждает, что «природа есть Бог в вещах», божественная сила,
скрытая в них же. Соответственно вещи и явления природы – не сим-
волы «сокрытого Бога», а самостоятельные и полноценные реально-
сти, в мире которых он живет и действует. Лучшая процедура служе-
ния Богу, по Дж. Бруно, – познание законов универсума и законов
движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим зна-
нием. За свои взгляды Дж. Бруно был осужден светскими властями и
католической церковью как еретик и сожжен.
Ярким представителем итальянской философии и естествозна-
ния был Галилео Галилей (1564–1642). Галилей разделял теорию
двух истин: одна из них изложена в Святом Писании, а другая – в
книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Святое
Писание является книгой Божественного откровения, а книга приро-
ды – книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги
люди могут разными способами: Святое Писание – путем откровения,
путем веры, а книгу природы – путем разума. Когда человек изучает
природу, он должен изучать именно природу, а не смотреть на Биб-
лию, иначе происходит подмена методов и пользы от такого исследо-
вания не будет.
Главная заслуга Галилея состоит в том, что именно он стал ос-
новоположником современного научного естествознания. Антич-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »