Культура эпохи Возрождения. Лысак И.В. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

25
(сам Данте назвал поэму просто «Комедией», так как она благопо-
лучно завершается, слово «Божественная» было добавлено современ-
никами, восхищенными этим произведением). Написана «Божествен-
ная комедия» на итальянском языке в жанре видения, «сна», попу-
лярном в средневековой литературе. Поэма состоит из трех частей
Ад», «Чистилище» и «Рай») и 100 песен. Проводником Данте по
кругам ада (их девять) стал Вергилий римский поэт, сам находя-
щийся в круге первом. В Раю же Поэта сопровождает Беатриче де-
вушка, в которую Данте был влюблен в юности, но она умерла почти
подростком. Основной идеей произведения является идея воздаяния
за все земные дела в загробной жизни. Примечательно, однако, что
личное отношение к грешникам расходится у Данте с принятыми
нормами божественного правосудия. Поэт переосмысливает средне-
вековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к Ари-
стотелевской классификации пороков и преступлений, согласно ко-
торой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию.
Он показывает, что наказание таится, по сути, в самом преступлении,
в общественном обсуждении за него. У Данте свой взгляд на гор-
дость. Хоть поэт и не отрицает, что гордость «проклятая гордыня
Сатаны», но вместе с тем он показывает, что гордость это акт само-
сознания человека, что знаменует новый подход к личности. Изменя-
ется и отношение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает,
что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле. Поэт
оправдывает чувственную любовь. Грешники, осужденные за нее,
вызывают у Данте сочувствие. Таким образом, в творчестве Данте
проявились те настроения, которыми была пронизана эпоха Возрож-
дения.
Прославленный итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–
1374) родился во Флоренции в семье нотариуса, но, приняв в 1326 г.
духовный сан, большую часть жизни провел при папской курии в
Авиньоне. Ф. Петрарка писал и латинские поэмы например, эпичес-
кое полотно «Африка» (о римском полководце Сципионе Африкан-
ском), трактаты по латыни. Но обессмертила его имя лирическая по-
эзия на народном итальянском языке, собранная в «Книге песен»
Канцоньере») сборнике сонетов, в которых он воспевает свою ра-
но умершую возлюбленную Лауру. В сущности, Ф. Петрарка и стал
создателем формы сонета четырнадцатистрочного стихотворения,
написанного пятистопным ямбом. «Канцоньере» делятся на две час-
ти: первая «На жизнь мадонны Лауры» и вторая «На смерть ма-