ВУЗ:
Составители:
6
благополучия и комфорта обернулись презрением к социальным не-
удачникам, к людям, лишенным ярко выраженных творческих даро-
ваний, отказ от помощи слабым, бедным, заботы о близких, уважения
к старшим.
Характерной чертой эпохи принято считать также гуманизм.
Термин «ренессансный гуманизм» или «гуманизм эпохи Возрожде-
ния» сложился в научной литературе на основе понятия, характерно-
го для самой эпохи, – studia humanitatis (букв., «гуманитарные
с(ш)тудии»). Так, начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных
дисциплин, в который помимо грамматики и риторики, традицион-
ных для средневековой системы образования, входили также филоло-
гия, поэтика, история и этика. Преподавателей этих дисциплин стали
называть гуманистами. Гуманисты видели в studia humanitatis, нау-
ках, направленных на изучение проблем человека, противовес studia
divinitatis – наукам о божественном, составлявшим основу средневе-
ковой схоластической системы знания. Новый комплекс гуманитар-
ных наук базировался на отказе от «варварской» средневековой ла-
тыни, на изучении древнегреческого и классического латинского
языков. Именно в эпоху Возрождения начала складываться класси-
ческая филология, связанная с сопоставлением и выверкой текстов
античных авторов. Заметим, что распространению греческого языка в
Северной Италии – одном из главных центров Возрождения – спо-
собствовал приток образованных греческих эмигрантов, которые вы-
нуждены были покидать Византию после взятия Константинополя
турками (1453). Особый вес приобрела в эту пору риторика, осно-
ванная на принципах ораторского искусства Цицерона и Квинтилиа-
на. Она находила широкое применение в государственной практике,
особенно в дипломатии, а также в философской и общественной
мысли. Культура письменной и устной речи составляет характер-
ную черту возрожденческого гуманизма. Высоко ценится изящество
речи, ее правильная тональность, умение расположить собеседника и
одновременно затронуть и убедительно раскрыть темы, в первую
очередь, не мелкожитейские, а возвышенные.
Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных сту-
диях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением челове-
ка, а средство его развития и возвышения. Если другие учебные
предметы призваны формировать практические навыки овладения
определенной профессией, то studia humanitatis заняты формирова-
нием человеческого в человеке. Осознав особое значение гумани-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »