Культура эпохи Возрождения. Лысак И.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
и воспитанности, знавшее классические языки, умевшее музициро-
вать, владевшее живописью и поэзией; прочие были не достойны
считаться homo humanus и признавались vulgus, непросвещенной мас-
сой, чернью.
Одним из главных центров теоретических изысканий гумани-
стов стала Флорентийская (в г. Флоренция) академия. Она носила
имя древнегреческого философа Платона и во многом была построе-
на по образцу древней платоновской Академии. Почитание Платона
здесь было превращено почти в религиозный культ. Перед его бюс-
том ставились лампады, и можно сказать, что он почитался наряду с
Христом. Расцвет Флорентийской академии приходится на период
1470–1480 гг. Покровителями и меценатами ее было богатое семейст-
во Медичи, правившее во Флоренции. Главой и теоретиком академии
был выдающийся гуманист Марсилио Фичино (1433–1499). Фичино
направлял деятельность академии на протяжении более чем тридцати
лет, он много работал над переводами и комментированием сочинений
Платона, а также неоплатоников Плотина, Прокла, Ямвлиха, Порфи-
рия и др., серьезно интересовался вопросами медицины и астрологии.
Его идеи оказали заметное влияние на развитие гуманистической мыс-
ли в Германии, Англии, Франции, Испании.
Другим выдающимся деятелем итальянского Возрождения, уча-
стником Флорентийской академии, был Пико делла Мирандола
(1462–1494). Широта его историко-филологических и философских
интересов была поистине безграничной. Еще в молодости он глубоко
усвоил философию Аристотеля, изучал и трактовал сочинения Пла-
тона и Плотина. Его интересовали учение Зороастра, древнегреческий
культ бога Гермеса и орфические культы, Моисей, Магомет, арабский
автор аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс, иудейское средневековое
учение каббала, а также схоласты, прежде всего, Фома Аквинский. На
основе столь разнородных идей и учений Пико делла Мирандола
стремился создать целостную концепцию, объединенную основопо-
ложениями христианства. Христос представлялся ему тем, кто прямо
или косвенно соединил в своем облике и учении все возможные ми-
ровоззренческие построения.
Наиболее известное сочинение Пико делла Мирандолы трак-
тат «О достоинстве человека». Согласно Пико делла Мирандоле, че-
ловек обладает абсолютной свободой самоформирования. Являя со-
бой «узел мира», связующий материю и дух, человек по своей приро-
де сочетает одно с другим. Руководствуясь своей волей, он может