Культура эпохи Возрождения. Лысак И.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
тарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение ан-
тичного наследия для воспитания человечности. Начиная с
Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать
классическую латинскую и греческую древность, прежде всего, древ-
нюю литературу, единственным образцом для всего, что касается ду-
ховной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы
рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческо-
го.
Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность
качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их фор-
мированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм
и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответ-
ную симпатию. Обращает на себя внимание яркая эстетическая на-
правленность в понимании человеческого. Возрожденческий гума-
низм есть в первую очередь эстетический феномен. Это всегда на-
до иметь в виду, в частности, по той причине, что гуманизм в русской
традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-
этической направленностью. Отечественная традиция трактует гума-
низм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания; гуманизм
западноевропейского Возрождения не имеет с таким пониманием ни-
чего или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нрав-
ственный момент. Однако он понимается специфически и стоит дале-
ко не на первом месте.
Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей
человеческого индивида. Самореализация личности мыслится гу-
манистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В
творчестве видят они главный путь раскрытия способностей челове-
ка. Примечательно, что создание произведений культуры мыслится
гуманистами как часть творения собственной личности. Более того,
именно по этой причине духовное творчество столь привлекательно
для гуманистов: оно есть путь творения человеком самого себя и сво-
его бытия. Жизнь гуманистов это свободное от внешних авторите-
тов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное само-
любования. Результатом господства установки на самореализацию
личности явилось создание произведений культуры, составивших
гордость и славу Возрождения.
Специфика ренессансного гуманизма заключается также в рас-
пространении элитарного понимания человека, каковым могло
считаться только лицо, обладавшее высоким цензом образованности