Культура эпохи Возрождения. Лысак И.В. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
подняться силой разума до высот мирового интеллекта, но и опус-
титься до уровня низменных тварей. Огромна ответственность чело-
века в данной ему Богом свободе определения своего места в миро-
здании.
Не менее знаменит еще один представитель возрожденческого
гуманизма Лоренцо Валла (1407–1457). Его трактат «Об истинном
и ложном благе» (другое название «О наслаждении») принято счи-
тать манифестом гуманистической этики. Наслаждение (voluptas),
полагает Л. Валла, это естественное свойство человека и цель его
устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно
служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей
и в конечном счете радости и счастью в земной жизни. Л. Валла
решительный противник традиционного для христианского учения
противопоставления души и тела, он, напротив, настаивает на необ-
ходимости гармонии двуединой человеческой природы. Поэтому
стремление к чувственным наслаждениям вполне оправданно оно
порождено инстинктом самосохранения, присущим человеку. Отсюда
и важный этический принцип избегай страданий и ищи радостей. В
этике Л. Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, сча-
стьем, а также с пользой.
Эпохе Возрождения присущи активный деятельностный под-
ход к жизни и новое понимание достоинства человека. Если сред-
невековью был присущ идеал созерцательной жизни, vita
contemplativa, то в эпоху Возрождения утвердился идеал жизни дея-
тельной, vita activa. Прежде считалось грехом вторгаться в божест-
венное устройство природного мира, теперь же стала осуждаться
как грех пассивность, бездеятельность. Жизнь получила призна-
ние как исключительная ценность; она быстротечна, коротка и ко-
нечна, загробная будущность утратила определенность и значимость.
На смену умерщвлению плоти, воздержанию и аскезе средневековья
пришла радость жизни во всех ее проявлениях. Высшей радостью
стала радость творчества. Так человек получал шанс увековечить
себя, обессмертить свое имя. Причем любой акт жизни обрел смысл
творчества. В ранг искусства были возведены самые обыденные,
прежде незаметные занятия: строительство дома, прокладка дороги,
изготовление одежды, приготовление пищи. Стремление выделить-
ся в поведении и творчестве нередко доходило до эпатажа. Стоит
вспомнить полную парадоксов биографию Леонардо да Винчи. Писал
он левой рукой особым зеркальным шрифтом, который можно было