ВУЗ:
Составители:
37 Рясенцев В. А. Основы римского гражданского права: Метод. указ. М.: ВЮЗИ, 1962.
38 Савельев В. А. История римского частного права: Учеб. пособ. М.: ВЮЗИ, 1986.
39 Современные исследования римского права: Реферативный сборник. М., 1994.
40 Тархов В. А. Римское частное право: Учеб. пособ. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1994; Черкассы: Изд-
во «ПУЛ», 1994.
41 Тацит А. Анналы. Соч. в 2-х т. М., 1970.
42 Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 1. М., 1989.
43 Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1997.
44 Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1967.
45 Хвостов В. М. Система римского права: Учебник. М.: Спарк, 1996.
46 Хутыз М. З. Римское частное право. Краснодар, 1994.
47 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1983; 1994.
48 Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юридическая литература, 1991.
49 Штаерман Е. М. Римское право // Культура Древнего Рима. Т. 1. М.: Наука, 1985.
50 Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана. М.: Зерцало, 1998.
Приложение 1
ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА
(избранные тексты)
Книга 1-я
Титул I О правосудии и праве
1 (Ульпиан) Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое
название от «правосудия», ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. §
1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии; возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя
справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не
только путем наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к
мнимой. § 2. Изучение права распадается на две части; публичное и частное. Публичное право – которое относится к
положению римского государства, частное – к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и
полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов.
Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, либо из предписаний народов,
или предписаний цивильных. § 3. Естественное право – это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще
не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится
сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же – порождение детей, сюда же воспитание; мы
видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого рода. § 4. Право народов – это то, которым пользуются народы
человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а
первое – лишь для людей между собой.
2 (Помпоний) Подобно почитанию бога мы должны повиноваться родителям и родине.
3 (Флорентин) Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает
что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок, и так как природа установила между
нами родство, то следовательно является преступлением, когда один человек строит козни другому.
4 (Ульпиан) Освобождение от рабства относится к праву народов. «Отпущение» [manumissio] происходит от
«посылки рукой» [manumissio], т.е. дарование свободы, ибо доколе кто-либо находится в рабстве он пребывает под рукой и
под властью, отпущенной же на волю высвобождается из-под власти. Это ведет свое происхождение от права народов; так
как по естественному праву все рождаются свободными; не было освобождения, когда было неизвестно рабство, но после
того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим
единое наименование «людей», но, согласно праву народов; возникло три категории: свободные, в противоположность им
рабы и третья категория – отпущенные на волю, т.е. те, кто перестал быть рабами.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »