ВУЗ:
Составители:
13 (Ульпиан) Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай,
чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же
потребности.
14 (Павел) То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого.
15 (Юлиан) Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу.
16 (Павел) Особое право – это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания для
удовлетворения какой-либо потребности.
17 (Цельс) Знать законы – значит воспринять не их слова, но их силу и власть.
18 (Цельс) Является более милостивым такое толкование законов, при котором охраняется их намерение.
19 (Цельс) Если закон говорит двусмысленно, заслуживает предпочтение то значение, которое лишено порока, в
особенности, когда из этого может быть сделано заключение о намерении закона.
20 (Юлиан) Не в отношении всего, что установлено предками, может быть приведено основание.
21 (Нераций) И потому не нужно исследовать основание того, что устанавливается, иначе было бы нарушено многое из
того, что представляется определенным.
22 (Ульпиан) Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее.
23 (Павел) В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.
24 (Цельс) Не правильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона без
рассмотрения закона в целом.
25 (Модестин) Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, введено для пользы
людей, мы обращали путем жесткого толкования в строгость, идущую в разрез с благополучием людей.
26 (Павел) Не ново то положение, что прежние законы распространяются на последующие.
27 (Тертуллиан) Принято, что старые законы находятся в связи с позднейшими, поэтому следует всегда думать, что в
законы как бы включено правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо являлись сходными.
28 (Павел) Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это
подтверждается многими примерами.
29 (Павел) Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона, тот, кто
сохраняя слова закона, обходит его смысл. /.../
31 (Ульпиан) Государь свободен от закона.
32 (Юлиан) Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и
обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то наиболее близкое и вытекающее из последнего; если и этого не
оказывается, то следует применять право, которым заслуженно пользуется город Рим. § 1 Прежний укоренившийся обычай
заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы
связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил не записав,
связывает всех. Ибо, какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий.
[Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым
согласием всех путем неприменения.]
33 (Ульпиан) Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется
писанного. /…/
35 (Гермогениан) Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет должно быть
соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право.
36 (Павел) Это право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему
письменную форму.
37 (Павел) Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось
государство ранее в случаях такого рода, ибо обычай является лучшим толкователем закона.
38 (Каллистрат) Ибо наш император Север предписал, что в тех случаях, когда при применении законов возникает
сомнение, нужно, чтобы обычай или авторитет постоянных единообразных решений имел силу закона.
39 (Цельс) То, что было введено не в силу разумного основания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая,
не имеет силы в отношении сходных случаев.
40 (Модестин) Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем.
41 (Ульпиан) Все право относится или к приобретению, или сохранению, или отчуждению, или умалению; речь идет о
том, каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.
Титул VIII Деление и качество вещей
1 (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие –
человеческого права. Вещи божественного права – это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как,
например, стены и врата города, также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »