ВУЗ:
Составители:
5 (Гермогениан) Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ,
установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства – за исключением тех,
которые введены в силу цивильного права.
6 (Ульпиан) Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем
придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем
собственное, т.е. цивильное право. [§ 1. Это наше право состоит из писаного и неписаного.]
7 (Папиниан) Цивильное право – это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов
принцепсов, мнений ученых. § 1. Преторское право – это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или
для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов «правом
магистратов».
8 (Марциан) Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права.
9 (Гай) Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным
правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является как бы
собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми,
соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.
10 (Ульпиан) Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. § 1. Предписания
права суть следующие: честно жить, не чинить вреда другому, воздавать каждому должное. § 2. Правосудие есть познание
божественных и человеческих дел, наука о добром и справедливом.
11 (Павел) Слово «право» употребляется в нескольких отношениях: во-первых, «право» означает то, что всегда
являются справедливым и добрым – каково естественное право. В другом смысле «право» – это то, что полезно всем или
многим в каждом государстве – каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве называется «правом» и
право магистратов. Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо, это относится не к сути
того, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, где выносится
решение; здесь именование переносится с того, что делается, на то, где это делается...
12 (Марциан) Иногда мы говорим «право» о родственных связях – например, «мне принадлежит право родства или
свойства».
Титул III О законах, сенатусконсультах
и долговременном обычае
1 (Папиниан) Закон есть общее предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых
умышленно или по неведению, общее обещание государства.
2 (Марциан) Ибо и оратор Демосфен дает следующее определение: «Закон есть то, чему все люди должны
повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть помысел и дар бога, решение
мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле бога, так и невольно, общее соглашение общины, по
которому следует жить находящимся в ней». И философ, отличавшийся стоической мудростью Хрисипп, так начинает свою
книгу «О законах»: «Закон есть царь всех божественных и человеческих дел, он должен быть начальником добрых и злых,
вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве, мерилом справедливого и несправедливого, которое
приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать то делать, что не должно быть делаемо».
3 (Помпоний) Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не
для тех, которые возникают неожиданно.
4 (Цельс) Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае.
5 (Цельс) Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма
редко.
6 (Павел) Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.
7 (Модестин) Действие права: повелевать, запрещать, разрешать, карать.
8 (Ульпиан) Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.
9 (Ульпиан) Нет сомнения, что Сенат может творить право.
10 (Юлиан) Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи,
которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.
11 (Юлиан) И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конституции
принцепса.
12 (Юлиан) Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законами или сенатусконсультом. Но когда в каком-
либо случае смысл их ясен, то осуществляющий правоприменение может применить их сходно и сообразно с этим вынести
решение.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »