Этика. Махова Н.П. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
ет создавать новую технику, находящуюся на службе человека. Однако с помо-
щью науки создаётся оружие массового уничтожения.
Несмотря на наличие диалектики добра и зла, добро обладает самоценным ха-
рактером. Добро в «чистом виде» – нравственная установка, по замечанию И. Л.
Зеленковой, стратегический ориентир личности, нравственный идеал. Отрицание
абсолютного смысла в понятии «
добро» может привести к моральному реляти-
визму. Как замечает А. А. Гусейнов, моральный волюнтаризм может привести к
аморализму, потому что «открытость стихии внутреннего хаоса» оборачивается
потаканием склонности человека ко злу.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение добра.
2. Можно ли быть «добрым в душе», но жестоким в поступках человеком?
3. Может
ли доброта быть «эгоистичной»?
4. В моральном сознании истинное добро является добром для всех (для чело-
вечества и индивида), но такое добро очень абстрактно, так как в мире всегда
сталкиваются различные потребности, желания, мнения. В чём смысл этой идеи,
если реально она невыполнима?
5. Существуют ли неутилитарные моральные ценности?
6.
Как связаны добро и польза?
7. Чем отличаются религиозная и нерелигиозная трактовки добра и зла?
8. Можете ли вы согласиться с мнением, что всякий человек, испытывающий в
некоторых ситуациях враждебность, бывает распущенным?
9. Какова природа морального зла? Можно ли его преодолеть?
10. Какие проявления морального зла возможны?
4.2. Моральный долг
Моральные ценности носят императивный характер и обязательны к исполне-
нию. Императивность морали находит выражение в понятии «долг».
Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументирован-
ное принуждение к поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а са-
мопринуждения. Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходи-
мость совершать какие-либо действия. Долг
является проявлением необходимо-
сти, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказать-
ся от собственного выбора. Долг несёт в себе нравственное начало только в
том случае, когда его выполнение является добровольным делом. Нравствен-
ный долгсознательное и свободное подчинение требованиям морального пове-
дения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала
, чем
наши собственные интересы.
Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно мо-
ральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной,
профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) – это бескоры-
ет создавать новую технику, находящуюся на службе человека. Однако с помо-
щью науки создаётся оружие массового уничтожения.
    Несмотря на наличие диалектики добра и зла, добро обладает самоценным ха-
рактером. Добро в «чистом виде» – нравственная установка, по замечанию И. Л.
Зеленковой, стратегический ориентир личности, нравственный идеал. Отрицание
абсолютного смысла в понятии «добро» может привести к моральному реляти-
визму. Как замечает А. А. Гусейнов, моральный волюнтаризм может привести к
аморализму, потому что «открытость стихии внутреннего хаоса» оборачивается
потаканием склонности человека ко злу.

                             Контрольные вопросы

    1. Дайте определение добра.
    2. Можно ли быть «добрым в душе», но жестоким в поступках человеком?
    3. Может ли доброта быть «эгоистичной»?
    4. В моральном сознании истинное добро является добром для всех (для чело-
вечества и индивида), но такое добро очень абстрактно, так как в мире всегда
сталкиваются различные потребности, желания, мнения. В чём смысл этой идеи,
если реально она невыполнима?
    5. Существуют ли неутилитарные моральные ценности?
    6. Как связаны добро и польза?
    7. Чем отличаются религиозная и нерелигиозная трактовки добра и зла?
    8. Можете ли вы согласиться с мнением, что всякий человек, испытывающий в
некоторых ситуациях враждебность, бывает распущенным?
    9. Какова природа морального зла? Можно ли его преодолеть?
    10. Какие проявления морального зла возможны?

                              4.2. Моральный долг

    Моральные ценности носят императивный характер и обязательны к исполне-
нию. Императивность морали находит выражение в понятии «долг».
    Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументирован-
ное принуждение к поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а са-
мопринуждения. Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходи-
мость совершать какие-либо действия. Долг является проявлением необходимо-
сти, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказать-
ся от собственного выбора. Долг несёт в себе нравственное начало только в
том случае, когда его выполнение является добровольным делом. Нравствен-
ный долг – сознательное и свободное подчинение требованиям морального пове-
дения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала, чем
наши собственные интересы.
    Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно мо-
ральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной,
профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) – это бескоры-

                                     32