Этика. Махова Н.П. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

31
Враждебностьэто насилие, ненависть, гнев, стремление к подавлению дру-
гих. Это сознательное стремление нанести другим вред, страдание.
В ХХ в. многие философы и психологи исследовали проблему истоков зла.
Фрейд считал, что наряду с инстинктом жизни (Эрос) в человеке также существу-
ет инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт смерти заставляет человека стремиться к
разрушению. Если эта энергия не направлена на других, то она разрушает самого
человека.
В теории «фрустрации-агрессии» утверждается, что поведение человека обу-
словливается также блокированием, невозможностью осуществления какой-либо
цели. Помеха, ставшая на пути удовлетворения потребности, осуществления цели,
приводит не только к состоянию подавленности, но и к различным формам агрессии.
Э
. Фромм считает, что «злокачественная агрессия» это страсть к разрушению,
явившаяся следствием неправильно проживаемой жизни, когда не реализуются
сущностные силы человека. Человек не понимает, как продуктивно жить, как
выйти из скуки, как научиться получать удовольствие от жизни, становится носи-
телем «злокачественной агрессии».
Распущенностьэто общее название человеческих пороков: трусости, лени,
неумения
управлять своими желаниями и страстями. Распущенные люди не гну-
шаются никаких аморальных поступков.
По вопросу о происхождении зла существуют различные теории. Т. Гоббс и
И. Кант считали, что человек является эгоистичным и злым по своей природе, так
как ему приходится конкурировать с другими людьми. Для Ф. Ницше жестокость,
агрессивность, безжалостностьнормальное
проявление «воли к власти», следо-
вать христианскому милосердиюзначит идти по пути вырождения. По Марксу,
преодоление морального и социального зла возможно лишь с преодолением част-
ной собственности.
Диалектика добра и зла
1. Добро и зло наделяются различными смыслами в разных культурах:
На Западе стремление человека к индивидуальности высоко оценивается с
моральной точки зрения. Быть неповторимым человекомэто добродетель, дос-
тойная подражания. На Востоке, наоборот, нравственно одобряемым является ка-
чество человека, благодаря которому человек является членом коллектива.
На Западе вторжение человека в природу, её преобразование оцениваются
как добро. На Востоке субъективное вмешательство в природу рассматривается
как зло. Представление о добром
и злом различается по эпохам. В прошлом дей-
ствовал двойной стандарт для оценки поведения. Женщинам вменялось послуша-
ние и терпение. В современном мире, хотя не без споров, но одобряется женская
активность.
2. Основополагающее требование моралине убей, в конкретной жизни
изменяется до неузнаваемости: в освободительной войне убийство возможно.
Конечно, это не
отрицает правильности принципа: убиватьэто всегда плохо.
Поэтому, если можно не убить, то следует не убивать.
3. Одно и то же явление, с одной стороны, может выступать как добро, а
с другойкак зло. Например, наука является великим благом, так как позволя-
    Враждебность – это насилие, ненависть, гнев, стремление к подавлению дру-
гих. Это сознательное стремление нанести другим вред, страдание.
    В ХХ в. многие философы и психологи исследовали проблему истоков зла.
Фрейд считал, что наряду с инстинктом жизни (Эрос) в человеке также существу-
ет инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт смерти заставляет человека стремиться к
разрушению. Если эта энергия не направлена на других, то она разрушает самого
человека.
    В теории «фрустрации-агрессии» утверждается, что поведение человека обу-
словливается также блокированием, невозможностью осуществления какой-либо
цели. Помеха, ставшая на пути удовлетворения потребности, осуществления цели,
приводит не только к состоянию подавленности, но и к различным формам агрессии.
    Э. Фромм считает, что «злокачественная агрессия» это страсть к разрушению,
явившаяся следствием неправильно проживаемой жизни, когда не реализуются
сущностные силы человека. Человек не понимает, как продуктивно жить, как
выйти из скуки, как научиться получать удовольствие от жизни, становится носи-
телем «злокачественной агрессии».
    Распущенность – это общее название человеческих пороков: трусости, лени,
неумения управлять своими желаниями и страстями. Распущенные люди не гну-
шаются никаких аморальных поступков.
    По вопросу о происхождении зла существуют различные теории. Т. Гоббс и
И. Кант считали, что человек является эгоистичным и злым по своей природе, так
как ему приходится конкурировать с другими людьми. Для Ф. Ницше жестокость,
агрессивность, безжалостность – нормальное проявление «воли к власти», следо-
вать христианскому милосердию – значит идти по пути вырождения. По Марксу,
преодоление морального и социального зла возможно лишь с преодолением част-
ной собственности.
    Диалектика добра и зла
    1. Добро и зло наделяются различными смыслами в разных культурах:
    − На Западе стремление человека к индивидуальности высоко оценивается с
моральной точки зрения. Быть неповторимым человеком – это добродетель, дос-
тойная подражания. На Востоке, наоборот, нравственно одобряемым является ка-
чество человека, благодаря которому человек является членом коллектива.
    − На Западе вторжение человека в природу, её преобразование оцениваются
как добро. На Востоке субъективное вмешательство в природу рассматривается
как зло. Представление о добром и злом различается по эпохам. В прошлом дей-
ствовал двойной стандарт для оценки поведения. Женщинам вменялось послуша-
ние и терпение. В современном мире, хотя не без споров, но одобряется женская
активность.
    2. Основополагающее требование морали – не убей, в конкретной жизни
изменяется до неузнаваемости: в освободительной войне убийство возможно.
Конечно, это не отрицает правильности принципа: убивать – это всегда плохо.
Поэтому, если можно не убить, то следует не убивать.
    3. Одно и то же явление, с одной стороны, может выступать как добро, а
с другой – как зло. Например, наука является великим благом, так как позволя-

                                      31