Этика. Махова Н.П. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

33
стное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический
долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например,
между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловече-
ской моралью.)
Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом общест-
ве существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению).
Оно гласило: «око за око, зуб за
зуб». Талион действовал только применительно к
другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной от-
ветственности.
В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравствен-
ности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы
другие поступали по отношению к тебе. Средневековая христианская этика рас-
сматривает золотое
правило нравственности в контексте Нагорной проповеди:
«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нрав-
ственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как
этический вариант, присущий всем
религиям, наиболее последовательно сформу-
лированный в учении Иисуса Христа.
И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет
человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этиче-
ского характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих
поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это
означает, что нравственным является такое
поведение, которое обеспечит гармо-
нию между людьми.
Человек, исполняя долг:
выполняет его требования без внешнего принуждения;
относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;
убеждён в правильности требований;
выполняет долг бескорыстно.
Моральный долг человека предполагает:
содействовать благу других людей;
противостоять злу
;
добродетельность;
не допускать в себе порочности.
Моральный долгэто осознание необходимости того, что предписывается
моральным идеалом. Как пишут А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян, неправильно по-
нимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением.
Мораль представляет собой систему взаимных обязанностей. Моральным дол-
гом в отношениях с
другими людьми является такое отношение, при котором че-
ловек является только целью и никогда средством. Это утверждение является
одной из формулировок категорического императива И. Канта. Моральный долг
выражается в бескорыстном, доброжелательном отношении друг к другу. Катего-
рический императив должен действовать при любых условиях. Он основан на
стное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический
долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например,
между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловече-
ской моралью.)
    Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом общест-
ве существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению).
Оно гласило: «око за око, зуб за зуб». Талион действовал только применительно к
другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной от-
ветственности.
    В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравствен-
ности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы
другие поступали по отношению к тебе. Средневековая христианская этика рас-
сматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди:
«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нрав-
ственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как
этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформу-
лированный в учении Иисуса Христа.
    И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет
человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этиче-
ского характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих
поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это
означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармо-
нию между людьми.
    Человек, исполняя долг:
    − выполняет его требования без внешнего принуждения;
    − относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;
    − убеждён в правильности требований;
    − выполняет долг бескорыстно.
    Моральный долг человека предполагает:
    − содействовать благу других людей;
    − противостоять злу;
    − добродетельность;
    − не допускать в себе порочности.
    Моральный долг – это осознание необходимости того, что предписывается
моральным идеалом. Как пишут А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян, неправильно по-
нимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением.
Мораль представляет собой систему взаимных обязанностей. Моральным дол-
гом в отношениях с другими людьми является такое отношение, при котором че-
ловек является только целью и никогда средством. Это утверждение является
одной из формулировок категорического императива И. Канта. Моральный долг
выражается в бескорыстном, доброжелательном отношении друг к другу. Катего-
рический императив должен действовать при любых условиях. Он основан на


                                       33