ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
36
4.5. Справедливость
Справедливость – это понятие, обозначающее основную добродетель общест-
венных институтов, а также людей под углом зрения взаимодействия интересов,
обязанностей. О. Г. Дробницкий, сравнивая между собой понятия «идеал» и «спра-
ведливость», отмечал, что справедливость является основанием философского по-
рядка для общественного идеала, так как содержит мысль о том, как устроен
мир.
Дж. Ролз, один из наиболее интересных современных авторов по проблеме
справедливости, отмечает, что справедливость является «первой добродетелью»
общественных институтов. В этой связи уместно заметить, что все общественные
институты придают значение этой добродетели.
Если западные мыслители ХХ в. придают важное значение феномену спра-
ведливости, то для отечественных мыслителей во все времена
идея справедливо-
сти была центральной. Г. Флоровский отмечал, характеризуя романтические при-
тязания русских мыслителей (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, В. С. Соловьё-
ва), что они проистекали из языческой устремлённости народного сознания, вы-
ражавшегося в выборе и отстаивании нравственно-религиозного идеала, которому
были чужды зло и социальная несправедливость. Постоянные обращения
русских
мыслителей к романтическим идеалам справедливости, поиски праведного царя
или праведного общества возникали из глубин национального самосознания.
В. С. Соловьёв одним из первых русских мыслителей обосновывал неразрывную
связь идеала государственного и нравственного. С его точки зрения, мораль и госу-
дарственная власть не должны противоречить друг другу в том случае, когда добрые
чувства отдельного человека не ограничиваются субъективной сферой его личной
жизни. Когда они выходят за её пределы, сливаются с жизнью собирательного чело-
века, создавая общественную нравственность, которая объективно осуществляется в
той или иной мере через учреждения, законы и публичную деятельность лиц и групп.
Соловьёв считал возможным установление такого государственного устройства,
когда
бы законы общества предписывали человеку делать только добро, что обеспе-
чило бы прогресс общества. Таким образом, в русском самосознании справедли-
вость рассматривалась как общезначимая ценность, претендующая на абсолют.
Что понимать под справедливостью? Воспользуемся подходом А. Бербешки-
ной. При определении содержания этого понятия автор выделяет три элемента:
мера воздаяния, мера требования и
правомерность оценки. Иными словами,
справедливость может трактоваться в трёх смыслах.
Справедливость (как мера воздаяния) – это такой порядок человеческой
жизни, когда существует соответствие между деянием и воздаянием. Опыт
деятельности социальных институтов изобилует примерами, в которых эквива-
лентное воздаяние является непременным условием стабильности общества. Воз-
даяние как элемент справедливости затрагивает реальное
положение личности в
обществе.
С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру мо-
ральной требовательности к людям со стороны других людей, общества.
4.5. Справедливость Справедливость – это понятие, обозначающее основную добродетель общест- венных институтов, а также людей под углом зрения взаимодействия интересов, обязанностей. О. Г. Дробницкий, сравнивая между собой понятия «идеал» и «спра- ведливость», отмечал, что справедливость является основанием философского по- рядка для общественного идеала, так как содержит мысль о том, как устроен мир. Дж. Ролз, один из наиболее интересных современных авторов по проблеме справедливости, отмечает, что справедливость является «первой добродетелью» общественных институтов. В этой связи уместно заметить, что все общественные институты придают значение этой добродетели. Если западные мыслители ХХ в. придают важное значение феномену спра- ведливости, то для отечественных мыслителей во все времена идея справедливо- сти была центральной. Г. Флоровский отмечал, характеризуя романтические при- тязания русских мыслителей (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, В. С. Соловьё- ва), что они проистекали из языческой устремлённости народного сознания, вы- ражавшегося в выборе и отстаивании нравственно-религиозного идеала, которому были чужды зло и социальная несправедливость. Постоянные обращения русских мыслителей к романтическим идеалам справедливости, поиски праведного царя или праведного общества возникали из глубин национального самосознания. В. С. Соловьёв одним из первых русских мыслителей обосновывал неразрывную связь идеала государственного и нравственного. С его точки зрения, мораль и госу- дарственная власть не должны противоречить друг другу в том случае, когда добрые чувства отдельного человека не ограничиваются субъективной сферой его личной жизни. Когда они выходят за её пределы, сливаются с жизнью собирательного чело- века, создавая общественную нравственность, которая объективно осуществляется в той или иной мере через учреждения, законы и публичную деятельность лиц и групп. Соловьёв считал возможным установление такого государственного устройства, когда бы законы общества предписывали человеку делать только добро, что обеспе- чило бы прогресс общества. Таким образом, в русском самосознании справедли- вость рассматривалась как общезначимая ценность, претендующая на абсолют. Что понимать под справедливостью? Воспользуемся подходом А. Бербешки- ной. При определении содержания этого понятия автор выделяет три элемента: мера воздаяния, мера требования и правомерность оценки. Иными словами, справедливость может трактоваться в трёх смыслах. Справедливость (как мера воздаяния) – это такой порядок человеческой жизни, когда существует соответствие между деянием и воздаянием. Опыт деятельности социальных институтов изобилует примерами, в которых эквива- лентное воздаяние является непременным условием стабильности общества. Воз- даяние как элемент справедливости затрагивает реальное положение личности в обществе. С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру мо- ральной требовательности к людям со стороны других людей, общества. 36
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »