Этика. Махова Н.П. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

37
Только с учётом этого обстоятельства справедливость может быть фактором мо-
ральной регуляции взаимоотношений в обществе.
Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается ещё одной своей
гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требовательности, выража-
ет также правильность этой меры. Справедливость в этом смыслеэто предъяв-
ление одних и тех же требований к
фактам действительности, их единая мораль-
ная оценка. В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная доб-
родетель, справедливая личность. В этом смысле принцип справедливости можно
выразить требованиями:
не вреди другому человеку;
не нарушай прав другого человека;
уважай достоинство другого человека.
Справедливая личность выполняет нравственные обязанности независимо от
личного интереса
, пристрастий и склонностей.
Контрольные вопросы
1. Каково значение термина «справедливость» как понятия этической науки?
2. Как соотносится понятие «справедливость» со следующими высказыва-
ниями: «надо жить по правде», «правда восторжествует»?
3. Как вы считаете, применима ли оценка «справедливый» к обществу, чело-
веку?
4. Проанализируйте высказывания:
Обычаю надо следовать потому,
что он обычай, а вовсе не из-за его разум-
ности. Меж тем народ соблюдает обычай, твёрдо веря, что он справедлив (Блез
Паскаль).
Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Евангелие от Луки, 6,37).
4.6. Моральная свобода и ответственность
Моральная свободаэто характеристика действия, совершаемого:
не по принуждению,
а по собственному желанию;
со знанием и пониманием объективных ограничений;
на основании правильного (должного) выбора добра и отклонения от зла.
Свобода человека обнаруживает себя, начиная со свободы выбора. Пробле-
ма свободы выбора была поставлена Аристотелем. Он различал действия на не-
произвольные и произвольные. Непроизвольные действияэто те, которые со
-
вершаются по неведению, принуждению.
Аристотель считал, что произвольные действия бывают двух типов: предна-
меренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия совершаются по
выбору, сознательно. Сознательными действиями являются только те, которые
исходят из желания, но осуществляются при этом с учётом направленности на
высшие моральные ценности и адекватные им методы и средства. Только
такого
рода действия связаны с реализацией моральной свободы. Непреднамерен-
Только с учётом этого обстоятельства справедливость может быть фактором мо-
ральной регуляции взаимоотношений в обществе.
    Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается ещё одной своей
гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требовательности, выража-
ет также правильность этой меры. Справедливость в этом смысле – это предъяв-
ление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая мораль-
ная оценка. В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная доб-
родетель, справедливая личность. В этом смысле принцип справедливости можно
выразить требованиями:
    − не вреди другому человеку;
    − не нарушай прав другого человека;
    − уважай достоинство другого человека.
    Справедливая личность выполняет нравственные обязанности независимо от
личного интереса, пристрастий и склонностей.

                            Контрольные вопросы

   1. Каково значение термина «справедливость» как понятия этической науки?
   2. Как соотносится понятие «справедливость» со следующими высказыва-
ниями: «надо жить по правде», «правда восторжествует»?
   3. Как вы считаете, применима ли оценка «справедливый» к обществу, чело-
веку?
   4. Проанализируйте высказывания:
   − Обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разум-
ности. Меж тем народ соблюдает обычай, твёрдо веря, что он справедлив (Блез
Паскаль).
   − Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Евангелие от Луки, 6,37).

                  4.6. Моральная свобода и ответственность

    Моральная свобода – это характеристика действия, совершаемого:
    − не по принуждению, а по собственному желанию;
    − со знанием и пониманием объективных ограничений;
    − на основании правильного (должного) выбора добра и отклонения от зла.
    Свобода человека обнаруживает себя, начиная со свободы выбора. Пробле-
ма свободы выбора была поставлена Аристотелем. Он различал действия на не-
произвольные и произвольные. Непроизвольные действия – это те, которые со-
вершаются по неведению, принуждению.
    Аристотель считал, что произвольные действия бывают двух типов: предна-
меренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия совершаются по
выбору, сознательно. Сознательными действиями являются только те, которые
исходят из желания, но осуществляются при этом с учётом направленности на
высшие моральные ценности и адекватные им методы и средства. Только
такого рода действия связаны с реализацией моральной свободы. Непреднамерен-

                                     37