Этика. Махова Н.П. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

38
ные действия, хотя и основываются на желании человека, но совершаются по не-
знанию того, какие результаты принесёт действие, какие средства потребуются (с
моральной точки зрения) для его свершения.
Свобода человека предполагает (наряду со свободой воли) также ограниче-
ние собственного своеволия, признания прав других людей, соблюдения
справедливости по отношению к ним,
содействия их благу. Другими словами,
в морали свобода одного человека всегда ограничена свободой другого.
Свобода человека как правильная, должная несёт в себе действительную
нравственную ценность, определяющую, какие решения принимаются и какие
действия совершаются. Моральная свободасвобода позитивная, не позво-
ляющая предаваться искушениям, не грешить (в христианском понимании), ут-
верждающая возможность
развития личности, способность делать выбор на осно-
ве различения добра и зла.
Свобода предполагает наличие ответственности человека. Вести себя от-
ветственноэто значит быть способным активно действовать со своего места, по-
ступать согласно логике событий. Ответственностьэто отношение зависимости
человека от чего-либо (кого-либо) в принятии решений, в выборе средств
дея-
тельности. Ответственность сопровождается чувством ответственности. Важными
условиями формирования моральной ответственности являются:
наличие ответственность за те действия, которые совершаются по его сво-
бодной воле;
наличие вменяемости человека, осознания происходящего (невменяемыми
признаются психически больные люди);
влияние внешних обстоятельств на результат действия (при тоталитарном
режиме возможности для моральной ответственности
личности становятся мини-
мальными, так как государство берёт на себя ответственность за жизнь общества
и его членов).
Перед кем ответственен человек?
1. Перед другими людьми. Мы живём среди людей, и потому держим перед
ними ответ: перед родственниками и друзьями, коллегами и соотечественниками,
перед человеческим родом.
2. Перед Богом, собственной совестью. В
христианстве образом Иисуса Хри-
ста был задан универсальный масштаб ответственности: ответственный образ
жизниэто и упование на божественное милосердие.
Другой важный вопрос: за что ответственен человек?
1. Религиозная мысль придерживается идеи, что люди должны отвечать за со-
стояние своей души, то есть за мысли и чувства.
2. Юридическая ответственность предполагает
отвечать за поступки.
3. Моральная ответственность шире, чем юридическая. Она исходит из це-
лостности личности, единства его душевной и поведенческой сторон. Отвечает ли
человек за последствия своих действий? Этот вопрос в настоящее время занимает
одно из самых значимых мест в профессиональной этике. Ответственны ли, в ча-
стности, наука и учёные за
негативные социальные и человеческие последствия
научно-технического прогресса? Если ответственны, то в какой мере? Начиная с
ные действия, хотя и основываются на желании человека, но совершаются по не-
знанию того, какие результаты принесёт действие, какие средства потребуются (с
моральной точки зрения) для его свершения.
    Свобода человека предполагает (наряду со свободой воли) также ограниче-
ние собственного своеволия, признания прав других людей, соблюдения
справедливости по отношению к ним, содействия их благу. Другими словами,
в морали свобода одного человека всегда ограничена свободой другого.
    Свобода человека как правильная, должная несёт в себе действительную
нравственную ценность, определяющую, какие решения принимаются и какие
действия совершаются. Моральная свобода – свобода позитивная, не позво-
ляющая предаваться искушениям, не грешить (в христианском понимании), ут-
верждающая возможность развития личности, способность делать выбор на осно-
ве различения добра и зла.
    Свобода предполагает наличие ответственности человека. Вести себя от-
ветственно – это значит быть способным активно действовать со своего места, по-
ступать согласно логике событий. Ответственность – это отношение зависимости
человека от чего-либо (кого-либо) в принятии решений, в выборе средств дея-
тельности. Ответственность сопровождается чувством ответственности. Важными
условиями формирования моральной ответственности являются:
    − наличие ответственность за те действия, которые совершаются по его сво-
бодной воле;
    − наличие вменяемости человека, осознания происходящего (невменяемыми
признаются психически больные люди);
    − влияние внешних обстоятельств на результат действия (при тоталитарном
режиме возможности для моральной ответственности личности становятся мини-
мальными, так как государство берёт на себя ответственность за жизнь общества
и его членов).
    Перед кем ответственен человек?
    1. Перед другими людьми. Мы живём среди людей, и потому держим перед
ними ответ: перед родственниками и друзьями, коллегами и соотечественниками,
перед человеческим родом.
    2. Перед Богом, собственной совестью. В христианстве образом Иисуса Хри-
ста был задан универсальный масштаб ответственности: ответственный образ
жизни – это и упование на божественное милосердие.
    Другой важный вопрос: за что ответственен человек?
    1. Религиозная мысль придерживается идеи, что люди должны отвечать за со-
стояние своей души, то есть за мысли и чувства.
    2. Юридическая ответственность предполагает отвечать за поступки.
    3. Моральная ответственность шире, чем юридическая. Она исходит из це-
лостности личности, единства его душевной и поведенческой сторон. Отвечает ли
человек за последствия своих действий? Этот вопрос в настоящее время занимает
одно из самых значимых мест в профессиональной этике. Ответственны ли, в ча-
стности, наука и учёные за негативные социальные и человеческие последствия
научно-технического прогресса? Если ответственны, то в какой мере? Начиная с

                                      38