Этика. Махова Н.П. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
Раздел 1. ЭТИКА И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
1.1. Понятия «этика» и «мораль». Предмет этики
Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении
этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих
своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христи-
анской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в
Нагорной
проповеди Иисуса Христа.
Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с та-
кими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является дос-
тойной и правильной и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретиче-
ской дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.
Термин «этика» происходит от
древнегреческого слова «ethos», первоначаль-
но означающего совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появлять-
ся новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на
смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мыс-
ли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и прояв-
ляют себя в нём
.
Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прила-
гательноеэтический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокуп-
ность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умерен-
ность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изу-
чающая этические добродетели, а также добродетельные поступки, была на-
звана Аристотелем этикой. Итак, в IV в. до
н. э. этическая наука получила своё
имя, которое носит до наших дней.
Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Ла-
тинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), ко-
торое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Ари-
стотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного
позднее было образовано существительное «
мораль», совпадающее по содержа-
нию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию гре-
ческое понятие «этика» и латинское «мораль» являются эквивалентными. Позд-
нее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпа-
дает с греческим «этика» и с латинским «мораль».
Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом
языке использу-
ются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике,
то часто имеем в виду определённые моральные явлениянабор правил, которых
придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со
своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосо-
четаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки
и т. п. Однако отождествле-
ние понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном
стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В
сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» не-
                  Раздел 1. ЭТИКА И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

                1.1. Понятия «этика» и «мораль». Предмет этики

    Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении
этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих
своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христи-
анской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в
Нагорной проповеди Иисуса Христа.
    Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с та-
кими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является дос-
тойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретиче-
ской дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.
    Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первоначаль-
но означающего совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появлять-
ся новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на
смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мыс-
ли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и прояв-
ляют себя в нём.
    Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прила-
гательное – этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокуп-
ность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умерен-
ность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изу-
чающая этические добродетели, а также добродетельные поступки, была на-
звана Аристотелем этикой. Итак, в IV в. до н. э. этическая наука получила своё
имя, которое носит до наших дней.
    Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Ла-
тинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), ко-
торое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Ари-
стотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного
позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержа-
нию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию гре-
ческое понятие «этика» и латинское «мораль» являются эквивалентными. Позд-
нее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпа-
дает с греческим «этика» и с латинским «мораль».
    Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке использу-
ются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике,
то часто имеем в виду определённые моральные явления – набор правил, которых
придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со
своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосо-
четаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки и т. п. Однако отождествле-
ние понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном
стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В
сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» не-

                                       4