Этика. Махова Н.П. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
сут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мо-
раль» – то, что данной наукой изучается.
Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль»
и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философ-
ского знания, исследующую мораль (нравственность). (Понятия «мораль» и
«нравственность» в научной речи рассматриваются как
синонимы.) Итак, этика
это философская наука о морали (нравственности).
Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не являет-
ся достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика, – это значит и дать толкова-
ние самой морали. Что такое мораль (нравственность)?
Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систе-
му высших ценностей,
характеризующуюся противоположностью добра и
зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения.
Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими.
Одна из них характеризует содержательный аспект морали (моральэто система
высших ценностей), а вторая отмечает императивный характер нравственных
ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действи-
тельно, если моральные ценности
формируют нормы должного поведения (как
должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеа-
ла в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль стано-
вится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактиче-
ским положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и
нравственно ценным.
Необходимость установления такого единства отмечал ещё
Аристотель, ха-
рактеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных
поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки.
Как отмечал В. С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной нау-
ки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта
в этом процессе
. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из
самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с по-
мощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как
принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим зако-
нам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на ува-
жении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не
всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было
и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами,
этикаэто наука не о сущем, а о должном.
Этика является наукой, которая не только
предписывает, как «должно» посту-
пать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убеди-
тельными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нрав-
ственного совершенствования.
Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами фило-
софии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и
др.).
Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только
сут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мо-
раль» – то, что данной наукой изучается.
    Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль»
и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философ-
ского знания, исследующую мораль (нравственность). (Понятия «мораль» и
«нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы.) Итак, этика –
это философская наука о морали (нравственности).
    Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не являет-
ся достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика, – это значит и дать толкова-
ние самой морали. Что такое мораль (нравственность)?
    Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систе-
му высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и
зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения.
Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими.
Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль – это система
высших ценностей), а вторая отмечает императивный характер нравственных
ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действи-
тельно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как
должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеа-
ла в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль стано-
вится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактиче-
ским положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и
нравственно ценным.
    Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, ха-
рактеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных
поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки.
Как отмечал В. С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной нау-
ки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта
в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из
самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с по-
мощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как
принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим зако-
нам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на ува-
жении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не
всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было
и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами,
этика – это наука не о сущем, а о должном.
    Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» посту-
пать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убеди-
тельными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нрав-
ственного совершенствования.
    Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами фило-
софии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и
др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только

                                       5