Этика. Махова Н.П. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нрав-
ственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в
торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не
менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования,
позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в
опреде-
лённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль
конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, об-
щей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспи-
тательной, психологической и т. д.). Этика же, являясь философской наукой,
координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них
исследует
мораль как целостное явление.
1.2. Структура морали
Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмече-
но, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и
как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как
синонимы.
Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные
толкования: как «опыт
житейской мудрости», как школа воспитания человека в
направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкла-
дывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья,
как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной
пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем,
что она не локализована в
какой-то сфере человеческой жизнедеятельности.
Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью про-
никать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления
её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фикси-
ровало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена.
Понять специфику морали
можно лишь, выявив её структуру и функции.
Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и мо-
ральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.
Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет со-
бой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-
чувственном и рациональном. На
эмоционально-чувственном уровне морального
сознания проявляют себя отношения человека к другим людям, к самому себе, к об-
ществу. Моральные чувства к другим людям (любовь, ненависть, симпатия, антипа-
тия и т. д.), к самому себе (достоинство, самолюбие и т. д.), к обществу (патриотизм,
чувство общественного долга и т. д.) характеризуют моральный
облик человека и
культуру его нравственных чувств.
Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему эти-
ческих принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обос-
нованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального
в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нрав-
ственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в
торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не
менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования,
позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в опреде-
лённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль
конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, об-
щей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспи-
тательной, психологической и т. д.). Этика же, являясь философской наукой,
координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них
исследует мораль как целостное явление.

                               1.2. Структура морали

    Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмече-
но, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и
как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как
синонимы.
    Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные
толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания человека в
направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкла-
дывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья,
как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной
пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем,
что она не локализована в какой-то сфере человеческой жизнедеятельности.
    Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью про-
никать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления
её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фикси-
ровало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена.
    Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции.
    Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и мо-
ральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.
    Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет со-
бой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения.
    Моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-
чувственном и рациональном. На эмоционально-чувственном уровне морального
сознания проявляют себя отношения человека к другим людям, к самому себе, к об-
ществу. Моральные чувства к другим людям (любовь, ненависть, симпатия, антипа-
тия и т. д.), к самому себе (достоинство, самолюбие и т. д.), к обществу (патриотизм,
чувство общественного долга и т. д.) характеризуют моральный облик человека и
культуру его нравственных чувств.
    Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему эти-
ческих принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обос-
нованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального

                                         6