Этика. Махова Н.П. - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

42
рая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора рабо-
ты, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и ока-
зывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на обра-
зование, жилище и хорошее питаниеэто также составляющие жизни человека,
не унижающие его человеческого достоинства. Реализация этого принципа связа-
на с необходимостью осмысления содержания этого понятия.
Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религи-
озной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается
с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной
душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется
как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие
мораль-
ные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого,
честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё
достоинство и не унижает достоинства других людей.
Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой
его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, поло-
жительных качеств.
Уважительное отношение к
другим людям проявляется только в том слу-
чае, если испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., при-
знавая их личностное достоинство.
Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не
всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно,
не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некото
-
рых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частно-
сти, это касается тех людей, которые своими действиями, опытом жизни показа-
ли, что были «далеки от моральных поступков». Однако в этой ситуации более
«продуктивным» с точки зрения морали будет желание увидеть в нём человека,
способного либо на раскаяние, либо человека
, потенциально способного на доб-
рые дела и т. п.
В отношениях с людьми в профессиональной сфере, учёбе каждый человек
должен признавать профессиональную подготовку, методы работы, наличие соб-
ственного мнения и т. д. Сотрудничество с людьми возможно только в случае при-
знания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда
это
признание «даётся» легко, потому что признание достоинства других людей тесно
увязано с позицией о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.
Рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных ка-
честв не исчерпывает содержание этого понятия.
Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в
субъективном. Во
втором аспекте достоинствоэто чувство самоуважения,
понимание собственной значимости.
Представляется, что признание достоинства других людей не отделимо от оцен-
ки своей значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию гор-
дость. Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую
рая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора рабо-
ты, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и ока-
зывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на обра-
зование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека,
не унижающие его человеческого достоинства. Реализация этого принципа связа-
на с необходимостью осмысления содержания этого понятия.
    Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религи-
озной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается
с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной
душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется
как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие мораль-
ные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого,
честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё
достоинство и не унижает достоинства других людей.
    Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой
его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, поло-
жительных качеств.
    Уважительное отношение к другим людям проявляется только в том слу-
чае, если испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., при-
знавая их личностное достоинство.
    Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не
всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно,
не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некото-
рых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частно-
сти, это касается тех людей, которые своими действиями, опытом жизни показа-
ли, что были «далеки от моральных поступков». Однако в этой ситуации более
«продуктивным» с точки зрения морали будет желание увидеть в нём человека,
способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на доб-
рые дела и т. п.
    В отношениях с людьми в профессиональной сфере, учёбе каждый человек
должен признавать профессиональную подготовку, методы работы, наличие соб-
ственного мнения и т. д. Сотрудничество с людьми возможно только в случае при-
знания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это
признание «даётся» легко, потому что признание достоинства других людей тесно
увязано с позицией о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.
    Рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных ка-
честв не исчерпывает содержание этого понятия.
    Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в
субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения,
понимание собственной значимости.
    Представляется, что признание достоинства других людей не отделимо от оцен-
ки своей значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию гор-
дость. Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую


                                      42