Этика. Махова Н.П. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

44
Контрольные вопросы
1. Почему достоинство является не только оценочным, но и императивным
понятием?
2. Можно ли человека, не имеющего достоинства (в субъективном смысле),
назвать жалким, а человека, не желающего иметь достоинство, – презренным?
3. Определяется ли достоинство происхождением, богатством?
4. Связано ли достоинство с социальным статусом личности?
4.10. Честь
Понятие «
честь» отражает признание достоинства человека другими
людьми. А такие высказывания как «честь имею», «для меня большая честь» ха-
рактеризуют принятие человеком этого признания.
В понятии «честь» утверждаются:
наличие норм, требований, которые предъявляются данным сообществом к
человеку;
наличие поступков, позволяющих судить о степени соответствия этим тре-
бованиям;
зависимость
человека от мнения сообщества, страх перед ним, заставляю-
щие «умножать собственные силы».
Исторически формирование понятия «честь» было связано с сословными
представлениями о достойном. Честь приписывалась только определённым (выс-
шим) сословиям. Задавались жёсткие стандарты поведения, так называемые ко-
дексы чести. Таковым, например, в средневековой Европе являлся рыцарский ко-
декс чести. Он включал
в себя следующие добродетели: смелость, постоянную го-
товность к смерти, верность, щедрость.
В эпоху Нового времени понятие «честь» связывается с правилами и обязан-
ностями граждан в государстве.
Особое место принадлежит категории чести в протестантской этике, где она
закрепляется за теми категориями людей, которые успешны, преуспевают в делах.
Контрольные вопросы
1. Как связаны понятия «честь» и «ответственность»?
2. Применимо ли понятие «честь» в профессиональном сообществе?
3. Как связаны понятия «честь» и «слава»?
4. Проанализируйте высказывания:
Как не может человек сам поднять себя, так и возвеличить себя (Л. Н. Тол-
стой).
Человек прав, если верит тому, что нет на свете
ни одного человека выше
его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек, ко-
торый хуже его (Л. Н. Толстой).
                              Контрольные вопросы

    1. Почему достоинство является не только оценочным, но и императивным
понятием?
    2. Можно ли человека, не имеющего достоинства (в субъективном смысле),
назвать жалким, а человека, не желающего иметь достоинство, – презренным?
    3. Определяется ли достоинство происхождением, богатством?
    4. Связано ли достоинство с социальным статусом личности?

                                    4.10. Честь

    Понятие «честь» отражает признание достоинства человека другими
людьми. А такие высказывания как «честь имею», «для меня большая честь» ха-
рактеризуют принятие человеком этого признания.
    В понятии «честь» утверждаются:
    − наличие норм, требований, которые предъявляются данным сообществом к
человеку;
    − наличие поступков, позволяющих судить о степени соответствия этим тре-
бованиям;
    − зависимость человека от мнения сообщества, страх перед ним, заставляю-
щие «умножать собственные силы».
    Исторически формирование понятия «честь» было связано с сословными
представлениями о достойном. Честь приписывалась только определённым (выс-
шим) сословиям. Задавались жёсткие стандарты поведения, так называемые ко-
дексы чести. Таковым, например, в средневековой Европе являлся рыцарский ко-
декс чести. Он включал в себя следующие добродетели: смелость, постоянную го-
товность к смерти, верность, щедрость.
    В эпоху Нового времени понятие «честь» связывается с правилами и обязан-
ностями граждан в государстве.
    Особое место принадлежит категории чести в протестантской этике, где она
закрепляется за теми категориями людей, которые успешны, преуспевают в делах.

                              Контрольные вопросы

    1. Как связаны понятия «честь» и «ответственность»?
    2. Применимо ли понятие «честь» в профессиональном сообществе?
    3. Как связаны понятия «честь» и «слава»?
    4. Проанализируйте высказывания:
    − Как не может человек сам поднять себя, так и возвеличить себя (Л. Н. Тол-
стой).
    − Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше
его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек, ко-
торый хуже его (Л. Н. Толстой).


                                       44