Основные понятия и параметры гендерной социологии. Малашенко Т.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
литературы и связан с переводом и употреблением терминов «sex»
(англ . «пол») и « gender» (анлг. «род»), которые воспроизводят оппози -
ции «биологического» /«социального» и «мужского»/ «женского». Во всех
интерпретациях « гендер» идет под знаком «социального» и «феминного».
Первоначально феминизм в структуре общей социологической ка -
тегории « пола » выделил « биологический пол» «секс» как совокуп-
ность анатомо -биологических особенностей человека, и « социальный
пол» «гендер» как совокупность социальных особенностей полов, оп-
ределяемых историческими и этнокультурными условиями, следовательно,
социально детерминированными, а не предопределенными их биологией.
Смешение биологического и социального , по мнению представителей фе-
минизма, приводит к закреплению и оправданию неравенства женщин и
мужчин во властных отношениях, что повсеместно используется наукой и
идеологией патриархально-маскулинной ориентации, доминирует во всей
традиционной культуре, начиная с архаичных времен , вплоть до сего -
дняшнего дня.
Первоначально «гендер» и «гендерные исследования» («гендерная
социология» , «гендерная психология» и т . д .) связываются и практически
отождествляются с феминизмом и феминологией. Но в рамках самого фе-
минизма «гендерные исследования» представляют лишь одно из его позд -
них (80-90-е годы ) направлений , получивших название « gender studies»
(«гендерные исследования») или «социальный конструктивизм». С по -
зиций последнего был выделен третий компонент социальной катего -
рии «пола» или его третья трактовка культурно -символическая, по -
средством которой многие не связанные напрямую с полом феномены и
понятия отождествляются с «мужественностью» (маскулинность , мужское
начало) и «женственностью» (феминность , женское начало), образуя куль-
турно-символический дискурс «мужского» / «женского» в науке, идеоло-
гии, религии, художественной культуре, масс- медиа, обыденном сознании.
« Гендер» здесь выступает как культурная метафора. В науке этот подход
характерен , прежде всего , для философии и методологии обществознания,
а также для лингвистики, истории и других гуманитарных дисциплин .
Имеет место он и в социологии при исследовании механизма производства
и функционирования общественных ценностей и норм.
Социальный конструктивизм:
выдвинул трактовку «гендера» как социально сконструированного
отношения неравенства по признаку пола;
обосновал принцип различия, множественности «мужественности»
и «женственности» и их отношений ;
акцентировал внимание на субъектном факторе гендерного зна-
ния, которое в каждом конкретном случае надо анализировать с
позиции того , кто изучал, что , когда и почему.
В 90-е годы понятие « гендер» выходит за рамки феминизма и социо -
логизма, но продолжает сохранять с ними генетическую связь . При этом
он наполняется специфическим звучанием в предметном поле различных
                                            4
л итературы и связан с перево до м и упо требл ен ием                 термин о в     « sex»
(ан гл . – « по л ») и « gender» (ан л г. – « ро д»), ко то ры е во спро изво дят о ппо зи-
ции « био л о гическо го » /« со циал ьн о го » и « муж ско го »/ « ж ен ско го ». Во всех
ин терпретациях« г е ндер» идет по д зн ако м « со циал ьн о го » и « фемин н о го ».
        П ерво н ачал ьн о фемин изм в структуре о бщ ей со цио ло гич е ско й ка -
те го р ии « п о ла » вы дел ил « б ио ло гич е ский п о л» – « се кс» – как со во куп-
н о сть ан ато мо -био л о гических о со бен н о стей чел о века, и « со циа льный
п о л» – « ге нде р » – как со во купн о сть со циал ьн ы хо со бен н о стей по л о в, о п-
редел яемы хисто рическими и этн о кул ьтурн ы ми усл о виями, сл едо вател ьн о ,
со циал ьн о детермин иро ван н ы ми, а н е предо предел ен н ы ми ихбио л о гией.
С мешен ие био л о гическо го и со циал ьн о го , по мн ен ию представител ей фе-
мин изма, приво дит к закрепл ен ию и о правдан ию н еравен ства ж ен щ ин и
муж чин во вл астн ы хо тн о шен иях, что по всеместн о испо л ьзуется н ауко й и
идео л о гией патриархал ьн о -маскул ин н о й о риен тации, до мин ирует во всей
традицио н н о й кул ьтуре, н ачин ая с архаичн ы х времен , впл о ть до сего -
дн яшн его дн я.
        П ерво н ачал ьн о « ген дер» и « ген дерн ы е иссл едо ван ия» (« ген дерн ая
со цио л о гия», « ген дерн ая психо л о гия» и т.д.) связы ваю тся и практически
о то ж дествл яю тся сфемин измо м и фемин о л о гией. Н о в рамкахсамо го фе-
мин изма « ген дерн ы е иссл едо ван ия» представл яю т л ишь о дн о изего по зд-
н их (80-90-е го ды ) н аправл ен ий, по л учившихн азван ие « gender studies»
(« ге нде р ные иссле до ва ния») ил и « со циа льный ко нстр уктивизм». С по -
зиций по сл едн его бы л вы дел ен тр е тий ко мп о не нт со циа льно й ка те го -
р ии « п о ла » ил и е го тр е тья тр а кто вка – культур но -симво лич е ска я, по -
средство м ко то ро й мн о гие н е связан н ы е н апрямую с по л о м фен о мен ы и
по н ятия о то ж дествл яю тся с « муж ествен н о стью » (маскул ин н о сть, муж ско е
н ачал о ) и « ж ен ствен н о стью » (фемин н о сть, ж ен ско е н ачал о ), о бразуя кул ь-
турн о -симво л ический дискурс « муж ско го » / « ж ен ско го » в н ауке, идео л о -
гии, рел игии, худо ж ествен н о й кул ьтуре, масс-медиа, о бы ден н о м со зн ан ии.
« Ге нде р » здесь вы ступает как культур на я ме та ф о р а . В н ауке это т по дхо д
характерен , преж де всего , дл я фил о со фии и мето до л о гии о бщ ество зн ан ия,
а такж е дл я л ин гвистики, исто рии и других гуман итарн ы х дисципл ин .
И меет место о н и в со цио л о гии при иссл едо ван ии механ изма про изво дства
и фун кцио н иро ван ияо бщ ествен н ы хцен н о стей и н о рм.
        Со циа льный ко нстр уктивизм:
        • вы двин ул тракто вку « ген дера» как со циал ьн о ско н струиро ван н о го
           о тн о шен иян еравен ства по призн аку по л а;
        • о бо сн о вал прин цип разл ичия, мн о ж ествен н о сти « муж ествен н о сти»
           и « ж ен ствен н о сти» и ихо тн о шен ий;
        • акцен тиро вал вн иман ие н а субъектн о м факто ре ген дерн о го зн а-
           н ия, ко то ро е в каж до м ко н кретн о м сл учае н адо ан ал изиро вать с
           по зиции то го , кто изуч а л, ч то , ко гда и п о ч е му.
        В 90-е го ды по н ятие « г е нде р» вы хо дит за рамки фемин изма и со цио -
л о гизма, н о про до л ж ает со хран ять с н ими ген етическую связь. При это м
о н н апо л н яется специфическим звучан ием в предметн о м по л е разл ичн ы х