ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
наук, где проявляется тенденция использовать его как эквивалент
общей категории пола, что ведет к нивелированию оппозиции «биологи -
ческого» / «социального» в трактовке «мужского» / «женского». Так, в фи-
лософском сознании О . В. Рябов предлагает определить гендер «как сово -
купность представлений о предназначении мужского и женского начал в
мире, о должном поведении женщин и мужчин , об их месте в обществе,
выраженных при помощи своеобразного присущего только философии по -
нятийного аппарата» [19, с. 32] Но как быть с тем, что этот аппарат пре-
имущественно традиционалистский и выражает патриархально – маску-
линное мировоззрение и идеологию ?
Отмеченная тенденция имеет место и в социальной психологии. Как
констатирует Д .Майерс: « гендер в психологии социально-биологическая
характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям
«мужчина» и «женщина» [14, с. 228] Такая трактовка, по мнению многих
психологов, обусловлена тем, что выявление причин возникновения поло-
вых различий психики в приоритетном влиянии либо биологических, либо
социально-психологических факторов не дает положительного результата.
Необходима их взаимосвязь , отсюда взаимодействие, совмещение биоло-
гического детерминизма и социально-психологического детерминизма,
правда, при ведущей роль последнего . Так гендер преодолевает рамки со -
циологизма.
Выходит « гендер» и из- под знака «феминности», чему способствова-
ло повышение внимания к маскулинности. Хотя именно феминистские ис-
следования пробудили интерес к исследованиям маскулинности. Вслед за
«женскими исследованиями» («women's studies») происходит становле-
ние «мужских исследований» («men's studies»). Оказалось , что не только
у женщин , но и у мужчин в современном обществе есть проблемы , порой
очень острые и болезненные. Эти исследования показали, что обособлен -
ное рассмотрение мужского и женского вне их взаимосвязи , сравнения и
сопоставления создает неверный образ, приписывая специфичность , раз-
личие тому, что является общезначимым, характерным и для мужчин , и
для женщин . Нарушается принцип системности, согласно которому соци -
альный факт зависит от целостной системы , в которую он включен . Про -
иллюстрируем это примером из статьи О .В. Митиной, в которой тезис о
том, что для женщины « в нашем обществе не иметь семьи, не выйти за -
муж означает ее полную несостоятельность», аргументируется ссылкой на
заявление Г . Старовойтовой о том, «что если бы она решила баллотиро -
ваться в президенты России, то для улучшения своего имиджа, вышла бы
замуж» [18, с. 182]. Возникает вопрос: разве личность и судьба мужчины ,
не имеющего семьи и никогда не вступавшего в брак, воспринимается об-
щественным мнением состоявшимся? И разве имидж примерного семья-
нина, любящего мужа и заботливого отца не обязателен для мужчины ,
претендующего на президентский пост ? Как это не парадоксально, поло-
жительный ответ на последний вопрос можно прочитать через несколько
страниц, но в другом контексте. При этом статья заканчивается утвержде-
5 н аук, где про явл яется тен ден ция испо л ьзо вать его как эквивал ен т о бщ ей катего рии по л а, что ведет к н ивел иро ван ию о ппо зиции « био л о ги- ческо го » / « со циал ьн о го » в тракто вке « муж ско го » / « ж ен ско го ». Так, в фи- л о со фско м со зн ан ии О .В. Рябо в предл агает о предел ить ген дер « как со во - купн о сть представл ен ий о предн азн ачен ии муж ско го и ж ен ско го н ачал в мире, о до л ж н о м по веден ии ж ен щ ин и муж чин , о бихместе в о бщ естве, вы раж ен н ы хпри по мо щ и сво ео бразн о го присущ его то л ько фил о со фии по - н ятийн о го аппарата» [19, с. 32] Н о как бы ть с тем, что это т аппарат пре- имущ ествен н о традицио н ал истский и вы раж ает патриархал ьн о – маску- л ин н о е миро во ззрен ие и идео л о гию ? О тмечен н ая тен ден ция имеет место и в со циал ьн о й психо л о гии. Как ко н статирует Д .М айерс: « ген дер в психо л о гии со циал ьн о -био л о гическая характеристика, с по мо щ ью ко то ро й л ю ди даю т о предел ен ие по н ятиям « муж чин а» и « ж ен щ ин а» [14, с. 228] Такая тракто вка, по мн ен ию мн о гих психо л о го в, о бусл о вл ен а тем, что вы явл ен ие причин во зн икн о вен ия по л о - вы хразл ичий психики в прио ритетн о м вл иян ии л ибо био л о гических, л ибо со циал ьн о -психо л о гическихфакто ро в н е дает по л о ж ител ьн о го резул ьтата. Н ео бхо дима ихвзаимо связь, о тсю да взаимо действие, со вмещ ен ие био л о - гическо го детермин изма и со циал ьн о -психо л о гическо го детермин изма, правда, при ведущ ей ро л ь по сл едн его . Так ген дер прео до л евает рамки со - цио л о гизма. Вы хо дит « г е нде р» и из-по д зн ака « фемин н о сти», чему спо со бство ва- л о по вы шен ие вн иман ия к маскул ин н о сти. Х о тя имен н о фемин истские ис- сл едо ван ия про будил и ин терес к иссл едо ван иям маскул ин н о сти. Всл ед за « ж е нскими иссле до ва ниями» (« women's studies») про исхо дит стан о вл е- н ие « муж ских иссле до ва ний» (« men's studies»). О казал о сь, что н е то л ько у ж ен щ ин , н о и у муж чин в со времен н о м о бщ естве есть про бл емы , по ро й о чен ь о стры е и бо л езн ен н ы е. Э ти иссл едо ван ия по казал и, что о бо со бл ен - н о е рассмо трен ие муж ско го и ж ен ско го вн е ихвзаимо связи, сравн ен ия и со по ставл ен ия со здает н еверн ы й о браз, приписы вая специфичн о сть, раз- л ичие то му, что явл яется о бщ езн ачимы м, характерн ы м и дл я муж чин , и дл я ж ен щ ин . Н арушается прин цип системн о сти, со гл асн о ко то ро му со ци- ал ьн ы й факт зависит о т цел о стн о й системы , в ко то рую о н вкл ю чен . П ро - ил л ю стрируем это примеро м из статьи О .В. М итин о й, в ко то ро й тезис о то м, что дл я ж ен щ ин ы « в н ашем о бщ естве н е иметь семьи, н е вы йти за- муж о зн ачает ее по л н ую н есо сто ятел ьн о сть», аргумен тируется ссы л ко й н а заявл ен ие Г . С таро во йто во й о то м, « что есл и бы о н а решил а бал л о тиро - ваться в президен ты Ро ссии, то дл я ул учшен ия сво его имидж а, вы шл а бы замуж » [18, с. 182]. Во зн икает во про с: разве л ичн о сть и судьба муж чин ы , н е имею щ его семьи и н ико гда н е вступавшего в брак, во сприн имается о б- щ ествен н ы м мн ен ием со сто явшимся? И разве имидж примерн о го семья- н ин а, л ю бящ его муж а и забо тл иво го о тца н е о бязател ен дл я муж чин ы , претен дую щ его н а президен тский по ст? Как это н е парадо ксал ьн о , по л о - ж ител ьн ы й о твет н а по сл едн ий во про с мо ж н о про читать через н еско л ько стран иц, н о в друго м ко н тексте. П ри это м статья закан чивается утверж де-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »