История и философия науки и техники. Малых Г.И - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

футорология, ориентированная на прогнозирование технического
прогресса (Г.Н.Волков, А.И.Черепнев и др.);
5) Гносеология техники в работах В.В.Чешева, Б.С.Украинцева,
В.Г.Горохова, В.М.Фигуровского и других рассматривалась как специфика
технического знания (объект, методология, особенности теории, типы
идеальных объектов, ценностные установки).
Аналогические направления развивались в западной философии техники
(Ф.Рапп, Х.Бек и др.), социологии (Э.Тоффлер, Д.Белл, Р.Айрис и др.) и
футурологии (Э.Тоффлер, Д.Белл, Г.Канн, Дж.П.Грант, Дж.Мартино и др.).
Исходя из данного анализа истории и философии техники, философию
техники можно определить и так: это совокупность различных течений,
школ и концепций, рассматривающих гносеологические и
мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического
прогресса. В круг проблем, поднимаемых философией техники, попадают
следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как
взаимосвязаны техника и наука, насколько наука зависит от технических
возможностей, что представляет собой техническое знание, какое влияние
оказывает техника на экономические, политические, социальные,
экологические процессы, меняет ли технический прогресс самого
человека.
Философия техники поднимает и этические проблемы на основе анализа
взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития
философии техники вызван осознанием двусмысленности научно-
технического прогресса. С одной стороны, современное решение
социальных и экономических проблем возможно только на основе науки и
техники. С другой стороны, все более очевидным становятся пределы
экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-
технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности
природных и социальных ресурсов.
Проблемы этики являются едва ли не самыми острыми в философии
техники. Ряд авторов используют такое выражение, как "демонизм
техники". В технике заключены не только безграничные возможности
полезного, но и опасности. Демонизм - символ злого начала: это
непредсказуемые (а часто и пресказуемые) губительные последствия
использования техники для человека, общества, природы. Это опасность
превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления,
"технизации" души; опасность ожесточенной конкуренции в борьбе за
рынок, подчинения человеческих интересов и стремлений наживе, выгоде,
победы материального над духовным; наконец, очевидная и
катастрофическая гибель природы. Компьютеризация, как известно,
помимо расширения диапазона нашего знания, несет также погружение в
мир виртуальной реальности, делает излишней необходимость
76
футорология, ориентированная на прогнозирование технического
прогресса (Г.Н.Волков, А.И.Черепнев и др.);
  5) Гносеология техники в работах В.В.Чешева, Б.С.Украинцева,
В.Г.Горохова, В.М.Фигуровского и других рассматривалась как специфика
технического знания (объект, методология, особенности теории, типы
идеальных объектов, ценностные установки).
  Аналогические направления развивались в западной философии техники
(Ф.Рапп, Х.Бек и др.), социологии (Э.Тоффлер, Д.Белл, Р.Айрис и др.) и
футурологии (Э.Тоффлер, Д.Белл, Г.Канн, Дж.П.Грант, Дж.Мартино и др.).
  Исходя из данного анализа истории и философии техники, философию
техники можно определить и так: это совокупность различных течений,
школ     и    концепций,    рассматривающих     гносеологические     и
мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического
прогресса. В круг проблем, поднимаемых философией техники, попадают
следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как
взаимосвязаны техника и наука, насколько наука зависит от технических
возможностей, что представляет собой техническое знание, какое влияние
оказывает техника на экономические, политические, социальные,
экологические процессы, меняет ли технический прогресс самого
человека.
  Философия техники поднимает и этические проблемы на основе анализа
взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития
философии техники вызван осознанием двусмысленности научно-
технического прогресса. С одной стороны, современное решение
социальных и экономических проблем возможно только на основе науки и
техники. С другой стороны, все более очевидным становятся пределы
экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-
технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности
природных и социальных ресурсов.
  Проблемы этики являются едва ли не самыми острыми в философии
техники. Ряд авторов используют такое выражение, как "демонизм
техники". В технике заключены не только безграничные возможности
полезного, но и опасности. Демонизм - символ злого начала: это
непредсказуемые (а часто и пресказуемые) губительные последствия
использования техники для человека, общества, природы. Это опасность
превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления,
"технизации" души; опасность ожесточенной конкуренции в борьбе за
рынок, подчинения человеческих интересов и стремлений наживе, выгоде,
победы материального над духовным; наконец, очевидная и
катастрофическая гибель природы. Компьютеризация, как известно,
помимо расширения диапазона нашего знания, несет также погружение в
мир виртуальной реальности, делает излишней необходимость



                                  76