История и философия науки и техники. Малых Г.И - 75 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3.9 Философия техники.
Всего несколько десятилетий назад техникой занимались в основном
специалисты. Вклад техники в цивилизацию приветствовался. Казалось,
что ее положительное значение неоспоримо. Когда же стало нарастать
беспокойство по поводу последствий развития техники, резко возрос
интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники
подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В
результате проблемы техники были переведены из разряда
узкотехнологических в разряд междисциплинарных. Здесь весьма кстати
оказался философский инструментарий. В результате его использования и
были выделены основные философские проблемы техники.
Философия техники - это формирующийся раздел философской науки,
основное содержание которого составляет философская рефлексия по
поводу феномена техники. таким образом, философия техники в основном
сводится к вопросу о применении философии к технике, т.е. к вопросу о
том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера,
методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на
особый предмет исследования. Истоки философии техники
прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое
философское исследование феномена техники началось лишь в конце XIX
- в начале ХХ века. Термин "философия техники" в научный обиход ввел
немецкий ученый Эрнест Капп, в 1877 году выпустивший книгу
"Основные линии философии техники". Э.Капп, К.Маркс разрабатывали
сущностные характеристики технических средств в русле идеи
опредмечивания. В России основы философского осмысления техники
были заложены Н.А.Бердяевым и П.К.Энгельмейером. А.А.Богданов
(Малиновский) (1873-1928) в книге "Всеобщая организационная наука"
2 томах, 1913-1917 г.г.) впервые в России и в Европе рассматривал
проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его
исследования получили продолжение на Западе.
В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники
началась лишь в 1950-1960 годах. Эта работа велась по следующим
основным направлениям: 1) онтология техники, связанная с развитием
идей К.Маркса (А.А.Зворыкин, С.В.Шухардин, Ю.С.Мелещенко,
Г.Н.Волков и др.); 2) философия истории техники. В рамках этого
направления были разработаны две основные версии. Одна из них
(А.А.Зворыкин, С.В.Шухардин и др.) основывались на приложении
основных идей марксистской философии к истории и технике. Вторая
(Г.Н.Волков) развивала марксову идею опредмечивания трудовых
функций применительно к основным этапам эволюции; 3) социология
техники, в русле которой обсуждались специфика развития техники в
различных социальных условиях (Г.Н.Волков и др.); 4) техническая
75
  3.9 Философия техники.

   Всего несколько десятилетий назад техникой занимались в основном
специалисты. Вклад техники в цивилизацию приветствовался. Казалось,
что ее положительное значение неоспоримо. Когда же стало нарастать
беспокойство по поводу последствий развития техники, резко возрос
интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники
подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В
результате проблемы техники были переведены из разряда
узкотехнологических в разряд междисциплинарных. Здесь весьма кстати
оказался философский инструментарий. В результате его использования и
были выделены основные философские проблемы техники.
   Философия техники - это формирующийся раздел философской науки,
основное содержание которого составляет философская рефлексия по
поводу феномена техники. таким образом, философия техники в основном
сводится к вопросу о применении философии к технике, т.е. к вопросу о
том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера,
методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на
особый     предмет    исследования.   Истоки    философии     техники
прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое
философское исследование феномена техники началось лишь в конце XIX
- в начале ХХ века. Термин "философия техники" в научный обиход ввел
немецкий ученый Эрнест Капп, в 1877 году выпустивший книгу
"Основные линии философии техники". Э.Капп, К.Маркс разрабатывали
сущностные характеристики технических средств в русле идеи
опредмечивания. В России основы философского осмысления техники
были заложены Н.А.Бердяевым и П.К.Энгельмейером. А.А.Богданов
(Малиновский) (1873-1928) в книге "Всеобщая организационная наука" (в
2 томах, 1913-1917 г.г.) впервые в России и в Европе рассматривал
проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его
исследования получили продолжение на Западе.
   В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники
началась лишь в 1950-1960 годах. Эта работа велась по следующим
основным направлениям: 1) онтология техники, связанная с развитием
идей К.Маркса (А.А.Зворыкин, С.В.Шухардин, Ю.С.Мелещенко,
Г.Н.Волков и др.); 2) философия истории техники. В рамках этого
направления были разработаны две основные версии. Одна из них
(А.А.Зворыкин, С.В.Шухардин и др.) основывались на приложении
основных идей марксистской философии к истории и технике. Вторая
(Г.Н.Волков) развивала марксову идею опредмечивания трудовых
функций применительно к основным этапам эволюции; 3) социология
техники, в русле которой обсуждались специфика развития техники в
различных социальных условиях (Г.Н.Волков и др.); 4) техническая


                                 75