Методические рекомендации к семинарским занятиям по новой истории для студентов исторического факультета. Мамонов В.М. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.
Гл.3. Разд. 1.
История Европы. Т.4. М., 1994.
Учебник…Гл.3.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Баскин М.П. Монтескье. М., 1975.
Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в 18 веке. М., 1958.
Далин В.М. Из истории социальной мысли во Франции. М., 1984.
Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978.
Момджян Х.Н. Французское просвещение. М., 1983.
1.Приступая к анализу идей французских просветителей, следует помнить,
что, несмотря на влияние английской просветительской литературы,
Просвещение во Франции развивалось в другой исторической ситуации, а
именно, в условиях нараставшего кризиса «старого порядка». Следует выяснить,
в чем этот кризис проявился.
Самая яркая фигура французского и европейского Просвещения, философ,
писатель, драматург Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) относится к «старшему
поколению» просветителей. Особо следует сосредоточить внимание на
отношении Вольтера к абсолютизму, религии, привилегиям дворянства. Важно
помнить, что в глазах Вольтера самое ценное в человеке критическая мысль,
самое важное для общества – умственная свобода. При анализе взглядов другого
представителя «старшего поколения» просветителей Монтескье особо следует
остановиться на целях, заложенных в его фундаментальном труде «О духе
законов».
2. Дени Дидро был младшим продолжателем дела Вольтера и Монтескье.
Для него было характерно более резкое отношение к абсолютизму и
религиозным предрассудкам. Особо следует отметить роль «Энциклопедии»,
которую начали издавать в 1751 году, в деле пропаганды передовых
естественнонаучных взглядов на основе материалистической идеологии.
3. Сторонник более радикальных взглядов в идеологии Просвещения - Жан
Жак Руссо (1712-1778) был одним из наиболее глубоких и противоречивых
мыслителей своего времени. Он олицетворял демократическое, социально-
уравнительное течение во французском Просвещении. В своем трактате «Об
общественном договоре», который следует внимательно изучить, Руссо
объясняет по своему причины происхождения государства, основные функции
государственной власти, роль гражданина в обществе.
4. Во французском Просвещении были представители, выходившие по своим
взглядам за рамки буржуазной идеологии и вставшие на путь утопического
коммунизма. Их идеи сложились под влиянием уравнительно-
коммунистических чаяний городской и сельской бедноты. Во взглядах Ж.Мелье,
изложенных в «Завещании», необходимо сделать упор на отношении автора к
религии, абсолютизму и частной собственности. Необходимо проанализировать
планы переустройства общества другого просветителя-радикала Морелли. Аббат
12
                         ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.
Гл.3. Разд. 1.
  История Европы. Т.4. М., 1994.
  Учебник…Гл.3.

                    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  Баскин М.П. Монтескье. М., 1975.
  Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в 18 веке. М., 1958.
  Далин В.М. Из истории социальной мысли во Франции. М., 1984.
  Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978.
  Момджян Х.Н. Французское просвещение. М., 1983.

     1.Приступая к анализу идей французских просветителей, следует помнить,
что, несмотря на влияние английской просветительской литературы,
Просвещение во Франции развивалось в другой исторической ситуации, а
именно, в условиях нараставшего кризиса «старого порядка». Следует выяснить,
в чем этот кризис проявился.
     Самая яркая фигура французского и европейского Просвещения, философ,
писатель, драматург – Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) относится к «старшему
поколению» просветителей. Особо следует сосредоточить внимание на
отношении Вольтера к абсолютизму, религии, привилегиям дворянства. Важно
помнить, что в глазах Вольтера самое ценное в человеке – критическая мысль,
самое важное для общества – умственная свобода. При анализе взглядов другого
представителя «старшего поколения» просветителей Монтескье особо следует
остановиться на целях, заложенных в его фундаментальном труде «О духе
законов».
     2. Дени Дидро был младшим продолжателем дела Вольтера и Монтескье.
Для него было характерно более резкое отношение к абсолютизму и
религиозным предрассудкам. Особо следует отметить роль «Энциклопедии»,
которую начали издавать в 1751 году, в деле пропаганды передовых
естественнонаучных взглядов на основе материалистической идеологии.
    3. Сторонник более радикальных взглядов в идеологии Просвещения - Жан
Жак Руссо (1712-1778) был одним из наиболее глубоких и противоречивых
мыслителей своего времени. Он олицетворял демократическое, социально-
уравнительное течение во французском Просвещении. В своем трактате «Об
общественном договоре», который следует внимательно изучить, Руссо
объясняет по своему причины происхождения государства, основные функции
государственной власти, роль гражданина в обществе.
    4. Во французском Просвещении были представители, выходившие по своим
взглядам за рамки буржуазной идеологии и вставшие на путь утопического
коммунизма.     Их     идеи   сложились     под   влиянием     уравнительно-
коммунистических чаяний городской и сельской бедноты. Во взглядах Ж.Мелье,
изложенных в «Завещании», необходимо сделать упор на отношении автора к
религии, абсолютизму и частной собственности. Необходимо проанализировать
планы переустройства общества другого просветителя-радикала Морелли. Аббат


                                                                         12