Явления и вещи: Начала философии науки. Мартынович С.Ф. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
способом отношения науки к миру, так и ее преобразовательной
направленностью. Проблематика исследования отношения бытия и
мышления, свойственная европейской философской традиции, в полной мете
воспринята и наукой, в содержании которой связь мышления и бытия с
необходимостью опосредована практикой. Современная философия науки,
ориентированная на исследование специфики научного мышления,
концептуализирует опыт научной рациональности. Публикации по
философии науки, ориентированные на исследование существования
объективного мира, данного в процессах научного познания, акцентируют
проблематику реальности. Тема соотношения научного мышления и
“научного бытия” является фундаментальной темой философии науки, в том
числе и современной. Поэтому концепции рациональности /
иррациональности реализма / антиреализма являются осевыми
концепциями современной философии науки. В базисных учебниках по
философии науки 90–х годов, выполненных в рамках антропно
деятельностного подхода, ставятся проблемы бытия научного познания в
контексте культуры.
Исследователь в области философии науки XX века Д.Джиллис
полагает, что философия науки XX века ориентирована на исследование
четырех тем, среди которых отмечаются тема индуктивизма и его оценка,
тема конвенционализма, конвенциональных оснований научного знания,
оценка тезиса Дюгема Куайна, тема природы и специфики научного
наблюдения и, наконец, тема демаркации между наукой и метафизикой
(Gillies,D.,1993). Тему индуктивизма активно обсуждали Б.Рассел, члены
Венского кружка, А.Пуанкаре, П.Дюгем, К.Поппер. Фактически в контексте
этой темы обостряется и уточняется оппозиция индуктивизма и
дедуктивизма в философии науки.
Тему конвенционализма классически сформулировал А.Пуанкаре,
показав, что исходные принципы геометрии и законы физики вводятся
дефинитивно как определения терминов. Выбор же предлагаемых
дефиниций определяется в том числе и соображениями удобства. Дюгем
сформулировал так называемый холистский тезис, согласно которому
физический эксперимент никогда не может оценивать изолированную
гипотезу, он соотносится с теоретической группой в целом. Этот тезис не
получил однозначной оценки в философии науки. Оценки этого тезиса
расположены в интервале от интерпретации его как выражения
конвенционализма до оценки его как формулировки модифицированного
фальсификационизма ((Gillies,D.,1993,104). Здесь существенно то, что
Дюгем различал физические законы двух уровней. Законы первого уровня
могут быть фальсифицированы изолированно от теоретического контекста.
Законы второго уровня оцениваются в их отношениях к контексту. Поэтому
холистский тезис относится к оценке закона второго уровня.
Философский анализ научного наблюдения, осуществленный в
контексте лингвистически аналитического поворота в философии науки,