Явления и вещи: Начала философии науки. Мартынович С.Ф. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
научного реализма. Поэтому научный реализм вполне правомерно
распадается на реализм видов возможного знания и реализм научно-
познавательной деятельности. Реализм первого рода ставит вопросы о
реальности, данной в научных понятиях, моделях, фактах науки, законах и
научных гипотезах и теориях. Реализм второго рода направлен на
интерпретацию наблюдения, измерения и эксперимента в научном познании.
Соотношение реализма научного знания и научно-познавательной
деятельности может быть сложным и опосредованным. Можно, например,
антиреалистически оценивать онтологию универсальных научных теорий,
инструменталистски понимать символические обобщения науки, но
оставаться реалистом в понимании научного наблюдения, измерения,
эксперимента. Своеобразный плюрализм есть, возможно. неизбежная
специфика научного реализма как современной философии науки, так и
современного научного познания.
Интересен и продуктивен компаративистский подход к анализу
направлений философии науки, противостоящих друг другу или
различающихся существенным образом. Сравнение, например, позиций
логического позитивизма и постпозитивизма показало, что в основании этих
традиций единая прагматически ориентированная концепция
семантического конвенционализма в понимании науки (Jrzik,G. and
Grunberg,T.,1995, 285307). В целом философский анализ научного
познания, выявляющий, кстати сказать, и механизмы синтеза знания,
опирается на развивающуюся культуру философствования. Поэтому он
позволяет осмысливать изменяющееся положение науки в эволюции
культурного бытия человека, общества, человечества.
Философия науки XX века, как и прошлых веков, находится под
определенным влиянием культуры. Культура модерна и постмодерна так или
иначе соотнесена с философией науки модерна и постмодерна. Классическая
идея истины как отражения природы воспринимается при определенном
подходе как устаревшая при ее сопоставлении с постмодернистской
практикой интерпретации, оценки и переоценки всех ценностей культуры, в
том числе и культуры научного мышления. Радикализированный анализ
научного познания приводит к выводам о том, что наука никогда не была
зеркалом природы, что не существует нейтральных наблюдателей, как и
нейтрального языка научного описания, что все эксперименты теоретически
нагружены, что не существует простых фактов научного знания (Babich,B.E.
etc. {eds},1995,1). Интерес к возможностям интерпретации и к проблематике
понимания в герменевтически ориентированной философии науки не может
отвергнуть возможностей аналитической традиции в философии науки.
Постмодернизм и аналитизм в философии науки, осмысливая свои
внутренние проблемы, вынуждены обращаться к предпосылкам и
очевидностям, которые свойственны антропологическому,
праксиологическому, прагматическому философствованию в сфере научного
познания и знания.