Мультимедийные технологии в САПР. Часть 1. Майстренко Н.В - 4 стр.

UptoLike

ВВЕДЕНИЕ
Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить
в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
Это понятие определяет информационную технологию на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего
ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа технология позволяет
обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тради-
ционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации для синтеза трёх стихий (зву-
ка, текста и графики, живого видео).
Решаемые задачи охватывают все области интеллектуальной деятельности: науку и технику, образование, культуру,
бизнес, а также применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду,
мультитеках.
Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образова-
ние, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных иг-
рах и т.д., в том числе и в системах автоматизированного проектирования. Резкий рывок в этом направлении, произо-
шедший за последние несколько лет, обеспечен прежде всего развитием технических и системных средств. Это и про-
гресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объём памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики
внешней памяти, достижения в области видеотехники, лазерных дисков, а также их массовое внедрение. Важную роль
сыграла также разработка методов быстрого и эффективного сжатия (развёртки) данных.
Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информационных
технологий. Исторически первоначально ЭВМ разрабатывались для обработки только числовой информации, однако,
большинство мультимедиа данных труднопредставимы и труднообрабатываемы в числовом виде (требуют огромных
объёмов памяти и мощности процессоров для обработки). В результате, профессиональное создание и обработка мульти-
медиа информации до сегодняшних дней остаются дорогостоящей и не всем доступной процедурой. Дальнейшее разви-
тие мультимедиа затруднено сложностями с необхо-димым расширением средств воздействия: механизма вкуса и запа-
хов, технологии тактильных воздействий и т.д.
Системы автоматизированного проектирования применяются в настоящее время не только для проектирования
сложных технических объектов, но и для разработки информационных систем, автоматизированных сред обучения и т.д.
Поэтому современный специалист в области информационных технологий (в том числе и САПР) должен знать и приме-
нять на практике все виды мультимедиа.
В первую часть вошли разделы, посвященные общим вопросам мультимедиа, представлению и обработке текстовой
и графической информации, методам сжатия графических изображений.
Целью данного пособия является дать начальные теоретические и практические понятия и сведения о программном
и аппаратном обеспечении систем мультимедиа, сведения о представлении (в том числе принципах компрессии) и обра-
ботке информации.
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса специальности 230104 "Системы автоматизированного про-
ектирования", изучающих дисциплину "Мультимедийные технологии", но может быть полезно и для студентов, бакалав-
ров и магистров других специальностей и направлений, аспирантов и преподавателей, знакомящихся с мультимедийны-
ми системами и принципами их разработки.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
Слово "мультимедиа" (multimedia) представляет собой сочетание двух англоязычных слов: "много" и "посредник,
способ, обстановка, контактное воздействие". Таким образом, термин мультимедиа можно формально перевести как
"множество способов воздействия". Фактически же понятие мультимедиа подразумевает множество различных методов
хранения и представления информации в форме звука, изображения, тактильных и других воздействий на органы чувств
человека, т.е. мультимедиа системы (ММС), суть системы обработки и представления мультимедиа данных (ММД).
Следует различать информационное наполнение (контент, contents) и программное обеспечение ММС (трудноалго-
ритмизируемый аспект дизайна ММС вынужденно включён в технологию разработки ПО). Основные виды ММД: текст,
графика, анимация, звук, видео, тактильные ощущения. Условно ММД можно разделить на справочные, учебные, игро-
вые, управляющие (в большинстве случаев разделы классификации перекрываются).
Мультимедиа является технологией представления сенсорной (доступной через органы чувств) информации в мак-
симально близкой человеку форме и имеет два аспекта: аппаратный и программный.
Аппаратная сторона мультимедиа обеспечивает непосредственный доступ к информации указанного типа и пред-
ставляется в виде (с начала 1990-х годов ставшими обычными для ПЭВМ) стандартных средств: видеоадаптёров, мони-
торов, дисководов, жёстких дисков и приводов CD-ROM, звуковых карт и специализированного оборудования (напри-
мер, ставшими модными в последнее время очков и шлемов виртуальной реальности), причём развитие номенклатуры
подобных устройств носит поистине взрывной характер.
Программная сторона мультимедиа разделяется на чисто прикладную (приложения, предоставляющие пользователю
информацию в определённом виде), специализированную (программные средства для создания мультимедийных приложе-
ний) и системную (компоненты конкретной ОС, специально ориентированные на поддержку мультимедийных возможно-
стей).