Мультимедийные технологии в САПР. Часть 1. Майстренко Н.В - 5 стр.

UptoLike

Мультимедиa технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики.
Они имеют целью создание продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся зву-
ком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и дру-
гие механизмы управления. Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, за-
нимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий. Идейной предпосылкой возникновения техно-
логии мультимедиа считают концепцию организации памяти "MEMEX", предложенную еще в 1945 году американским
учёным Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с её смысловым содержанием, а не
по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.). Эта идея нашла своё выражение и
компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материа-
лов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в муль-
тимедиа, соединившей в себе обе эти системы. Однако всплеск интереса в конце 1980-х годов к применению мультиме-
диа технологии в гуманитарных областях (и, в частности, в историко-культурной) связан, несомненно, с именем выдающе-
гося американского компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализа-
ции на практике мультимедийного коммерческого продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с ис-
пользованием в нём всех возможных "сред": изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы ("National Art Gallery.
London"). Именно этот продукт аккумулировал в себе три основных принципа мультимедиа:
1. Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред.
2. Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользовате-
лем на основе "свободного поиска" в рамках предложенной в содержании продукта информации).
3. Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые
активно используются в представлении информации:
возможность хранения большого объёма самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского
текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30 – 45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда
в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презента-
ции произведений искусства и уникальных исторических документов;
возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-
исследовательскими или познавательными целями;
возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих
слов" (областей), по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в
том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответст-
вующего статичному или динамичному визуальному ряду;
возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадро-
вого "пролистывания" видеозаписи;
возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, со-
провождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений её
композиции) и т.д.;
возможность подключения к глобальной сети Internet;
возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами,
картографической информацией);
возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации;
возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на заинтересовавшей экранной "странице";
возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированно-
го и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение
в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупнённое содержание), на
полное оглавление или из программы в любой точке продукта.
1.1. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРОДУКТОВ
Одной из основных сфер применения систем мультимедиа является образование в широком смысле слова, включая
и такие направления, как видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тpенажёpы, ситуационно-pолевые игры и др.
Компьютер, снабжённый платой мультимедиа, немедленно становится универсальным обучающим или информацион-
ным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности (достаточно установить в него
диск CD-ROM с соответствующим курсом или занести требуемые файлы на винчестер).
Очень большие перспективы перед мультимедиа в медицине: базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и
т.п. В сфере бизнеса фирмы по продаже недвижимости уже используют технологию мультимедиа для создания каталогов
продаваемых домов. Покупатель может увидеть на экране дом в разных pакуpсах, совершить интерактивную
видеопpогулку по всем помещениям, ознакомиться с планами и чертежами. Технологические мультимедиа пользуются
большим вниманием военных. Так, Пентагон реализует пpогpамму перенесения на интерактивные видеодиски всей тех-
нической, эксплуатационной и учебной документации по всем системам вооружений, создания и массового использова-
ния тpенажёpов на основе таких дисков.