Линия в изобразительном процессе. Молоткова Е.Г. - 2 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

2 3
УДК [72.025.5+728.1.011.1]:728.1-057.65-056.29
Рецензент д-р архит. Г. Е. Русанов
Линия в изобразительном процессе: методические указания для сту-
дентов специальностей 270301 – архитектура и 270303 реставрация и ре-
конструкция архитектурного наследия всех форм обучения / сост. Е. Г. Мо-
лоткова; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 26 с.
Рассматриваются аспекты использования линии в изобразительном процессе.
Ил. 17. Библиогр.: 4 назв.
© Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
2009
использованием линии в изобразительном процессе можно встре-
титься уже на примере наскальных рисунков, т. е. с момента, когда человек
впервые выполнил изображение на плоскости. В отдельные периоды време-
ни возникали художественные направления, в которых линии придавалась
дополнительная декоративная роль (клуазонизм, в определенной степени
символизм и экспрессионизм, пуризм и т. д.).
Средствами композиции
являются линии, штриховка (штрих), пятно
(тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, цвет, воздушная
и цветовая перспектива. Линию, безусловно, можно рассматривать как одно
из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользу-
ются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках, и эскизах ком-
позиций. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении
оди-
накова по толщине, но для художественных целей эта чертежная линия
непригодна: она однообразна, безжизненна, невыразительна. Линия лежит
всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удержи ва -
ет изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости.
Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.
Контурная линия заключает форму предмета
. Даже если на плоскости
проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон
изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плос-
кости. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема
предмета. Это достигается тем, что линия строит форму в пропорциях
и в перспективе, изменяется по своей толщине и силе звучания.
Она способ-
на выполнять одновременно несколько функций: ограничивать форму, выч-
ленять составляющие ее объемные элементы, компоновать изображение, оп-
ределять характер в движении всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность,
текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выяв-
лять пластические качества формы.
Практическую работу над композицией чаще всего начинают с
линей-
ного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработан-
ные, эскизы композиции.
Проблемам линейного рисунка и значению линии в рисунке были по-
священы исследования многих авторов, большинство из которых сами были
художниками, – В. Фаворского, Р. Арнхейма, В. Кандинского, П. Флоренского,
П. Митурича, Н. Купреянова, А. Гильдебранда и др. Эту
тему также затраги-
вали Н. Радлов и Д. Кардовский. В данных исследованиях подробно рассмат-
ривается такое понятие, как контур, анализируются роль вертикали и гори-
зонтали в организации композиции, использование ритма, выразительных
свойств различного рода линий.
С