Составители:
Рубрика:
4 5
Но тем не менее, несмотря на обширность некоторых трудов, выводы
у разных исследователей достаточно близки и круг рассматриваемых про-
блем сводится к нескольким позициям.
Авторы рассматривают вопрос о том, что же изначально представляет
собой линия. Некоторые из них считают линию в рисунке частным случаем
пятна (Р. Арнхейм), В. Кандинский рассматривал линию как
след движущей-
ся точки. Он считал, что геометрическая линия – это след перемещения точ-
ки. Она возникла из движения, и разнообразие линий зависит от числа и ком-
бинаций сил, преобразовавших точку в линию. Различным линиям (прямым,
кривым, ломаным, вертикалям, горизонталям и т. д.) Кандинский приписы-
вал такие черты, как цвет, тепло и
холод, активность и пассивность, позитив-
ность и негативность.
Практически во всех исследованиях вертикали, горизонтали и диагона-
ли приписываются определенные роли. Психологическое восприятие чело-
веком вертикалей и горизонталей связано с тем, что все видимые объекты он
в своем сознании привязывает к земной поверхности, линии горизонта, по-
этому, как правило, горизонталь воспринимается человеком
как нечто ста-
тичное, спокойное, а вертикаль – как устремляющийся вверх, динамичный
объект. Для европейцев, привыкших воспринимать текстовую информацию
слева направо, диагональ, восходящая в правый угол картины, воспринима-
ется как активный объект, в котором заложен некий потенциал, нисходящая
в правый угол – как нечто идущее на спад, затухающее, утрачивающее энер-
гию. При этом зритель
воспринимает не только фактически проведенные на
бумаге или холсте линии, но и воображаемые, уводящие взгляд в глубину
картины.
Согласно В. Фаворскому, искусство (и рисунок, в частности) – это осо-
бый метод познания натуры; цель рисунка состоит в том, чтобы передать сущ-
ность действительности, понять ее в целостности; приступая к рисунку, ху-
дожнику
следует освободиться от предвзятого мнения о вещах, на которые
он смотрит, забыть его, чтобы самостоятельно раскрыть их сущность по-но-
вому. Однажды Фаворский сказал, что только тогда, когда он понял, что рису-
нок есть лепка из белого, он действительно начал рисовать. Он писал о том,
что белый лист – это масса белого
цвета, из которой вы лепите ваш рисунок,
и очень важно в процессе его создания возбудить это чувство массы белого
на бумаге, чтобы первый контур, первый штрих ее поднимал, чтобы вы мог-
ли в этой массе увидеть ту форму, которую хотели бы изобразить. Все у вас
в уме или в натуре, но вы
чувствуете эту форму и ее выполняете, начиная
с основного каркаса и создавая постоянно ее поверхность. Рисунок Фавор-
ский уподобляет пространственному рельефу.
Очень важно в процессе выполнения рисунка сразу начинать заполнять
всю плоскость выбранного формата, а не стараться тщательно проработать
маленький фрагмент, развивая затем рисунок вокруг него.
Позиции В. А. Фаворского в методе
творчества и преподавания (цель-
ность, конструктивность, композиционность изображения) во многом совпа-
дали со взглядами П. Митурича, эти черты характерны и для мюнхенских
школ Ш. Холлоши и А. Ашбе.
Композиционный метод рисования предполагает возможность
(и необходимость для художника) выявления главного в произведении, при-
чем это главное может находиться даже на дальнем плане
рисунка.
Линия – прямая, кривая, ломаная – присутствует практически в любом
изображении, хотя и не всегда явно. Например, она может представлять со-
бой контур цветных пятен. Там, где требуется ограничить пространство, на-
мекнуть на форму, создать определение среды, появляется линия.
Линия в изобразительной композиции может играть различную роль:
ограничивать форму предмета, создавать ощущение
глубины за счет ритми-
ческих чередований, направлять взгляд зрителя и т. д. При создании тональ-
ного рисунка штриховка также возникает из линий.
В процессе изобразительной деятельности следует помнить об изло-
женных далее аспектах, связанных с использованием линии.
Линия, проведенная на листе бумаги, воспринимается нами лежащей
не в плоскости бумаги, а на
ней. Пустое пространство не разделяется линией,
оно беспрепятственно продолжается под чертой. Чем толще и жирнее эта
линия, тем больше ощущается это явление. Фактически линия – это все же
особый пример цветового пятна. Она представляет собой случай, когда пло-
щадь цветового пятна приближается к нулю. Цветовое пятно, как правило,
находится сверху пустого пространства,
а не внутри него.
Но при этом опять же возникает вопрос, когда происходит переход
от линии к пятну в нашем восприятии. Судя по всему, в человеческом сознании
заложены определенные параметры соотношения длины и ширины пятна, кото-
рые позволяют ему классифицировать объект как линию или как пятно. При уве-
личении толщины линии ее
границы также уже воспринимаются как линии.
От характера самой линии зависит и ее роль в композиции в целом, для
восприятия зрителем существенна толщина линии, ее тональность.
В графике линия – простейший, но в то же время и главный элемент
изображения. Она сохраняет это значение почти на всех стадиях работы.
Выполняя вспомогательные функции,
линия имеет и художественное значение:
1) как самостоятельный художественный элемент изображения, вне
связи с формой какого-либо предмета, например, в линейных орнаментах,
где задача предметного изображения отсутствует;