Линия в изобразительном процессе. Молоткова Е.Г. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6 7
2) как элемент изображения предмета и основа построения предмет-
ной художественной формы.
Выразительность и предметность линейного изображения в искусстве обус-
ловлены реальными качествами самой предметной формы, ее величиной, про-
порциями, где главное сам предмет, а не средства его линейного выражения.
Кроме линий, являющихся разделами тональных пятен, и линий, обла-
дающих самостоятельным
значением, есть линии, проводимые нами мыс-
ленно при рассматривании, и линии, по которым скользит взгляд, – линии
направления движения, направления взгляда и смысловой связи изображае-
мых предметов.
Выразительность линейного языка графики зависит и от характера
начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая),
и от тональности и цвета линий (черная, серая, светлая, цветная
). Помимо
такой непосредственной характеристики линий существуют закономернос-
ти, основанные на различных сочетаниях линий. Одним из проявлений такой
закономерности являются линейный контраст и нюанс (рис. 1).
Значение линейных контрастов и нюансов особенно наглядно сказыва-
ется в построении орнаментов и в архитектурной графике, где композиция
создается начертанием линий, тональностью, цветом, ритмом.
Плоскость листа бумаги, сама
по себе, без каких-либо элементов изоб-
ражения, имеет выразительные качества как изобразительная плоскость.
Рис. 1. Линейный контраст и нюанс:
Аравенство, контраст по направлению; Бнюанс по толщи-
не, контраст по направлению; Вконтраст по толщине и по
направлению; Гнюанс по тональности, контраст по направ-
лению
На рис. 1 видно, какое значение имеют характеристики, которые можно
назвать линейным контрастом и нюансом. В силу разницы контраста линии
воспринимаются лежащими на различной глубине.
Используя образные возможности изобразительной плоскости, худож-
ник может придать ей различное выражение: в одних случаяхплоскости
(в плоскостном изображении), в другихпространства (в пространственном
изображении). Таким образом, изобразительная
плоскость должна рассмат-
риваться как художественная форма, обладающая своими выразительными
возможностями. (Здесь речь идет о понятии изобразительной плоскости как
художественной формы, именуемой в дальнейшем плоской поверхностью.)
Плоская поверхность, не имеющая никаких элементов изображения,
воспринимается нами как неорганизованная. Линия, нанесенная на эту по-
верхность, является первичным организующим элементом.
Восприятие однородности плоской поверхности достигается
ее члене-
нием одинаковыми по силе горизонтальными или вертикальными (или более
сложными по начертанию) линиями в строго определенном равномерном
ритмическом порядке. Неравномерные членения различными по начертанию
и силе линиями вызывают иллюзию искажения, деформации плоской поверх-
ности (рис. 2, Б, В). Это следует учитывать, когда средствами членения плос-
кой поверхности или средствами контраста и
нюанса линий хотят выявить
определенную структуру этой плоскости: горизонтальную, вертикальную,
плоскостную, пространственную.
Характер структуры плоской поверхности зависит от степени зритель-
ного взаимодействия линий и плоскости и может получить выразительную
глубину или иные художественные качества, достигаемые различным варьи-
рованием контраста и нюанса линий по толщине и тону и изменением харак-
тера линейного
построения (рис. 2, А, Б, В, Г).
Контраст линий, приемы членений выявляют и другие качества плос-
кой поверхности как художественной формы (большая, малая, легкая, тяже-
лая, светлая, темная и т. п.).
Это связано с таким фактором зрительного восприятия, как повторность.
Повторность, например, вертикальных линий воспринимается как плоскость
и, следовательно, создает впечатление единства
плоской поверхности.
В плоских формах начальные элементы объема появляются при исполь-
зовании контрастов линий (подчеркивание одной или двух сторон плоской
формы).
На рис. 2 можно видеть, как качества плоской поверхности выявляются
линией:
Аоднородность плоской поверхности подчеркивается членением ее
вертикальными, горизонтальными или более сложными по начертанию ли-