Составители:
Рубрика:
10 11
ной плоскости, которая расположена в верхней части всей площади основа-
ния. Взаимоотношение линии с поверхностями, расположенными по сосед-
ству, перестает быть симметричным. Теперь она принадлежит внутренней
поверхности, но все еще является независимой от внешней поверхности.
Внутреннее пространство производит впечатление большей плотнос-
ти, оно выглядит более твердым, тогда как основание является менее
плот-
ным и в меньшей степени ограничено данной устойчивой плоскостью.
Так как внутренняя поверхность создается контуром, то эффект этого
явления в любой данной точке будет зависеть от ее расстояния до контура.
Чем бóльшие размеры имеет воспринимаемая нами модель, тем слабее влия-
ние, которое оказывает пограничная линия на внутреннюю поверхность,
а
с увеличением расстояния от линии контура до его центра этот эффект бу-
дет уменьшаться. Очень важен и относительный размер самой фигуры по
сравнению с другими окружающими формами. Сопоставляя между собой вы-
полненные в карандаше рисунки Рембрандта или Рубенса (рис. 5) с рисунка-
ми Матисса (рис. 6) или Модильяни, можно обнаружить, что у старых
масте-
ров плотность и компактность изображения достигается посредством того,
что изобразительным единицам контура придаются относительно небольшие
размеры. Кроме того, поверхности, заключенные внутри какого-либо конту-
ра, Рубенс усиливает внутренним содержанием рисунка, например складка-
ми одежды. В рисунках Матисса изобразительные единицы очень часто
имеют настолько крупные размеры, что контур почти теряет свой эффект
,
пограничный характер контурных линий выражен довольно слабо. Они вос-
принимаются в основном как самостоятельные линии. Тела выглядят неплот-
ными и как бы говорят, что они ничего, кроме бумажной поверхности, собой
не представляют. Эффект объемности сведен до минимума. Старые мастера
хотели подчеркнуть твердость объема и четко выделить глубину. Матисс,
Модильяни и многие
другие художники стремятся дематериализовать пред-
меты, а пространство сократить до минимума. Все сказанное о контуре отно-
сится также, хотя и в меньшей степени, к однородным цветовым пятнам.
Внутренние поверхности этих пятен обусловливаются очертанием погранич-
ных линий.
Впервые попытка систематического исследования этого психологичес-
кого феномена «фигура – фон» была предпринята Е. Рубиным. Он
обнару-
жил ряд условий, которые определяли, какая поверхность в данной модели
приобретает характер «фигуры». Одна из открытых им закономерностей гла-
сит, что поверхность, заключенная в пределы определенных границ, стре-
мится приобрести статус фигуры, тогда как окружающая ее плоскость
будет фоном.
Рис. 5. П. Рубенс. Петр, Рис. 6. А. Матисс. Кувшин
исцеляющий калеку и персики на блюде
Необходимо помнить и о том, что при создании изображения на плос-
кости контуры предметов одновременно являются и контурами фона.
Художник должен решить одновременно две задачи: с одной стороны,
оторвать предмет от фона, с другой – показать его пространственную органи-
зацию. В. А. Фаворский писал о том, что в рисунке важно, чтобы линии
дви-
гались, и не только по своему направлению, но и как бы вбок, и таким обра-
зом создавали поверхность всего предмета; нужно, чтобы человек видел
силуэт фигуры и силуэт не неподвижный, а какими-то частями лежащий
на бумаге, сроднившийся с изобразительной плоскостью, какими-то – возни-
кающий из плоскости, а другими – уходящий
за плоскость.
Предмет как трехмерное явление не имеет линии, которая бы огра-
ничивала его; он имеет лишь поверхности различной кривизны, обра-
щенные наружу к окружающему его пространству. Поэтому одной сплош-
ной, непрерывной, замыкающейся линией и нельзя изобразить на плос-
кости предмет в трех его измерениях. Изображая предмет как объем, необ-
ходимо уяснить себе расположение ограничивающих его поверхностей по
отношению к пространству и друг к другу.
Без выявления этих основных элементов в изображении нельзя дать
в нем ясное представление пространства. Если, желая изобразить какую-либо
плоскую фигуру или какой-либо предмет в двух его измерениях, дать его
форме при посредстве линии ширину и высоту
, причем линия уже будет иг-
рать не самостоятельную роль, а явится лишь границей изображенной двух-
мерной формы, то такое изображение будет плоскостным (двухмерным).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »