Составители:
Рубрика:
14 15
Художник, рисуя на плоскости какой-либо предмет, старается по воз-
можности ясно почувствовать положение этого предмета по отношению
к вертикали и горизонтали. И ввиду такого основного значения этих двух
направлений для нашего представления пространства они должны всегда быть
выявлены тем или иным способом в произведении. И если, например, худож-
ник собирается изобразить
какую-либо фигуру в положении, резко отклоня-
ющемся от этих двух направлений, например диагональном, то и в этом
случае он чаще всего придет к необходимости подчеркнуть эти оба основ-
ных направления – в складках ли одежды, в положении рук, в линии горизон-
та, в чем-либо другом. Без этого произведение всегда будет
чем-то беспоко-
ить зрителя.
Но при этом художник должен дать в своем произведении не схемати-
ческое изображение вертикали и горизонтали, а именно сложную многооб-
разную форму, лишь учитывая необходимость выражения этих основных
направлений.
Если в рисунке выражено определенное закономерное повторение ка-
кого-либо изображения или если отдельные составные части изображения
находятся
в определенном аналогично-повторном соотношении друг с дру-
гом, то мы говорим о ритме данного изображения и называем таковое рит-
мичным.
И в том, и в другом случае выявляется какое-либо определенное, зако-
номерное соотношение отдельных частей произведения друг с другом.
В нем мы видим сосуществование повторяющихся в пространстве
отдельных протяженных
частей, отрезков изображений. И здесь в таких пе-
риодически повторяющихся восприятиях соразмерных протяженных частей
целого пространственного явления проявляется ритм произведения, будь
то архитектурного, скульптурного, живописного или графического. В искус-
стве изображения на плоскости наиболее ясно ритм выражается и ощущает-
ся в орнаменте.
Многие живописные произведения образны в первую очередь благода-
ря
пространственной ритмике. Связывая различные ритмические ряды, ак-
центируя какие-то из них, художник добивается своеобразия и цельности
изображения, другими словами, достигает образности.
Вспомним теперь, что некоторые художники осознают линию как выра-
жение «внутренних сил», заключенных в объекте. Сошлемся еще раз
на Фаворского и Кандинского, писавших, что прямая линия выражает движе-
ние равномерное
и довольно быстрое, а неравномерно-кривая моделирует дви-
жение, которое будет то ускоряться, то замедляться. На выпрямленных местах
движение будет ускоряться, на закругленных же, как на виражах, – замедляться.
В живописной картине, в статуе, архитектурном сооружении соприсут-
ствует множество ритмических линий; каждая из них может обладать соб-
ственным ритмом.
Кандинский писал о
том, что, как и в построении орнамента, ритм ле-
жит в основе всякого подлинного архитектурного строения. И как бы ни было
сложно архитектурное сооружение, его построение может быть всегда сведе-
но к простым закономерным ритмическим моментам.
Пользуясь различными изобразительными средствами, художник все-
гда должен ясно выражать наше общее представление пространства. Он
так-
же добивается в своем произведении определенного равновесия, старается
расположить отдельные элементы своего рисунка или картины так, чтобы
внимание зрителя, направленное, например, на главную в изображении фи-
гуру (что бы она собой ни представляла), было уравновешено соответствен-
ным расположением других, второстепенных, фигур. Композиционный центр
изображения, однако, не всегда совпадает с действительным центром
изоб-
разительной поверхности.
Линия, будучи связанной с формой, создает структуру или очертание
композиции, а также определяет зрительный путь по ней.
Исходя из вышесказанного можно отметить определенные закономер-
ности.
Благодаря использованию линий различной толщины появляется воз-
можность создать иллюзию пространственного расположения предметов на
различной глубине по отношению к зрителю и друг к
другу, но при этом воз-
никает вопрос, когда начинает стираться грань между линией и пятном. Од-
нообразный контур не дает пространственного представления, уплощает пред-
мет, объединяет в одно целое элементы, находящиеся на различной глубине
по отношению к первому плану. Подобными эффектами пользовались в сво-
ем творчестве Эшер и его последователи.
Более
протяженный контраст выходит на первый план.
Согласно еще одной закономерности, сформулированной Рубиным,
выпуклость имеет тенденцию побеждать вогнутость (рис. 11).
Рис. 11. Выпуклость и вогнутость на плоскости
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »