Составители:
Рубрика:
18 19
в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» две центральные точки –
взлет руки Морозовой как высшая точка и рука нищенки, из-под которой выс-
кальзывает конец розвальней. Единство этой композиции основано на цент-
ральной диагонали, определяющей все построение картины.
Рис. 14. Композиционная схема
офорта Рембрандта
«Женщина со стрелой»
Испытанием на цельность изображения может быть ракурсная поста-
новка. Это изображение должно лечь на плоскость, быть относительно нее
уравновешенным, например, как в картине «Христос» Мантеньи.
В композиции могут быть размещены, например, фигуры людей, сле-
дуя взгляду которых взгляд зрителя перемещается на следующий важный
элемент картины. Важен композиционный прием, когда взгляд, войдя в
опре-
деленном месте в композицию, начинает благодаря линиям, направлениям
передвигаться от одного объекта к другому, образуя сложную кривую, охва-
тывающую почти все рабочее пространство.
Вертикальные линии на пути движущегося объекта как бы препятству-
ют движению, а горизонтальные подчеркивают его.
Мелко раздробленное линиями пространство воспринимается как вто-
ростепенное. Арнхейм писал о том
, что подразделение зрительно восприни-
маемой модели на более элементарные единицы является одним из самых
существенных средств композиции в визуальных видах искусства и имеет
место на различных уровнях, которые в каждом произведении искусства со-
здают определенную иерархию. Первоначальное выделение устанавливает
основные характерные черты художественного произведения, а крупные ча-
сти снова подразделяются на более
мелкие. И задача художника состоит
в том, чтобы приспособить степень и вид выделений и связей к смыслу, кото-
рый он хочет выразить в своем произведении.
Так называемая изометрическая перспектива дает пространственную
ориентацию во всех трех измерениях. Но хотя этот метод дает возможность
точно изображать объемные тела, он имеет один визуальный недостаток: ис
-
кажает углы и формы изображаемых объектов.
Каждый элемент принадлежит к двум различным контекстам. Он рас-
полагается на фронтальной плоскости живописного полотна и в то же время
находится в трехмерном пространстве, изображенном в картине. Соответ-
ственно каждая изобразительная единица имеет две формы: форму, прису-
щую трехмерному предмету, и форму проекции предмета на
плоскости. Кар-
тина как целое состоит из двух различных композиций. Одна – это простира-
ющаяся вглубь композиция самого «места действия», другая – это компози-
ция внутри фронтальной плоскости. Синтез их обеих и составляет значение
целого.
Одновременно со школой Фаворского существовали школы П. В. Ми-
турича и Н. Н. Купреянова. Одним из их принципов
было то, что рисунок
надо начинать с каркаса, как в скульптуре. П. В. Митурич говорил, что в при-
роде нет линий, что линия у художника – это средство изобразить объем в
пространстве.
Рассмотрим в виде исключения в качестве примера композиционного
решения не рисунок, а фотографию В. Шустова «На Неве» (рис. 15), посколь-
ку принципы
построения композиции здесь схожи с теми, что используются
художниками в изобразительной деятельности. Здесь первый план занимает
тень от решетки, а перспективные сокращения теневых линий дают ясное
представление о размерах пространства первого плана. Сам же узор решетки
вносит в кадр классичность линейного ритма ограды. В эллипсы и овалы
чугунного узора вписываются силуэты городских строений
– решетка будто
втягивает их в свой ритм. Вместе с тем благодаря видимой поверхности реки
и просветам на ней между решеткой и зданиями чувствуется дистанция: ре-
шетка и здания ощущаются удале нными друг от друга. Тут словно борются
две противоположные тенденции: «втягивающая», благодаря которой строе-
ния вписываются в ритм узора, и «разъединяющая». Однако закроем
ниж-
нюю часть, уберем тени от решетки – и первоплановое пространство исчез-
нет для зрителя. Вместе с исчезновением первого плана сразу же пропадет
дистанция между решеткой и зданиями, последние «прилипнут» к ней, и по-
бедит «втягивающая» тенденция.
Способ плоскостного изображения в практике архитектурного проек-
тирования связан с выполнением ортогональных проекций: планов, разре
-
зов, фасадов, где наравне с графическими приходится решать и архитектур-
ные задачи. Основой плоскостного изображения служит композиционная связь
элементов изображения по двум координатам.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »