Линия в изобразительном процессе. Молоткова Е.Г. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16 17
Тот факт, что выпуклость способствует восприятию фигуры,
а вогнутость содействует восприятию фона, имеет практический интерес для
художников.
Прямая линия узнается человеческим глазом скорее, чем ломаная.
Важно помнить и о том, что объединившиеся за счет четкого контура
просветы между предметами, особенно имеющие выпуклое очертание, зача-
стую воспринимаются активнее, чем сами предметы.
Основное правило
, сформулированное Рубиным, гласит, что будет пре-
обладать тот вариант закономерности «фигурафон», который создает бо-
лее простую целостную модель. Например, чем проще форма, которую име-
ют промежутки между фигурами, изображенными на рисунке, тем больше
вероятность, что они будут восприниматься как определенные модели, а не
безграничный фон.
Тени, имеющие резкий контур, также
воспринимаются как отдельные
предметы и разбивают плоскость, на которой они изображены.
Жесткий контур разбивает и сам предмет на части. Как правило, зри-
тель воспринимает не линию как таковую, а ограниченную со всех сторон
при помощи линии плоскость определенной формы; линия же является лишь
контуром этой формы, заключает ее в себе.
Как уже
было сказано, если начертить на плоскости квадрат или треу-
гольник, или круг, то внимание направляется не на саму линию, ее движение
и направление, а на ту форму плоской поверхности, которую она ограничи-
вает. И если для более легкого уяснения конструкции куба и других геомет-
рических объемов изображают их схему при помощи
линий, то они в этом
случае применяются лишь как условное изображение грани двух смежных
поверхностей. Изображая же объем не как схему, а как трехмерное простран-
ственное явление, нужно выявить уже сами поверхности, их взаимоотноше-
ния и направленность.
И если в этом случае художник захочет передать объемную фигуру (на-
пример, человека) лишь при
помощи линий, то он должен особенно четко
выявить для себя те в большинстве случаев незаметные грани, у которых схо-
дятся различно направленные поверхности.
При использовании однообразной контурной линии только соответству-
ющее решение ее окружения дает возможность создать иллюзию объемного
предмета на плоскости. Примером может послужить портрет Иды Рубинш-
тейн работы В.
Серова (рис. 12) или рисунок О. Родена «Лежащая обнажен-
ная женщина» (рис. 13).
В изображении также играют свою роль линии, которые можно назвать
пространственными, т. е. те, которые ведут взгляд зрителя в глубь картины.
Рис. 12. В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн
Рис. 13. О. Роден. Лежащая
обнаженная женщина
Художник должен создавать пространственный рельефглубину, по-
добно тому, как мы это видим на офорте Рембрандта «Женщина со стрелой»,
который приводит в качестве примера в своей книге Р. Арнхейм (на рис. 14
представлена композиционная схема этого произведения). Передняя плоскость
ярко выражена, и эта плоскость движется в глубину, через все формы.
Важно идти
в глубину от двух точек к третьей и т. д., все углубляя
и углубляя рельеф. И при этом будет ясно видна цельность изображаемого.
Может быть рельеф с пропущенным передним планом, где внимание
акцентируется на втором плане, первый план подчиняется второму. Это очень
частое явление в изображениях с натуры.
Важно и то, что
в изображении большем, чем поле зрения, мы должны
перемещать взгляд и подчинять боковые области центру. Таким образом со-
здается изображение, в котором мы находимся, в котором мы участвуем.
Использование явно выделяющейся линиисамый простой способ
привлечь внимание к сюжетно важному элементу композиции. Например,