Линия в изобразительном процессе. Молоткова Е.Г. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12 13
В данном случае сознанию является не линия как таковая, а ограничен-
ная со всех сторон при помощи линии плоскость определенной формы; ли-
ния же является лишь контуром этой формы, заключает ее в себе.
Росписи античных ваз, витражи и отчасти иконопись могут служить
примерами плоскостных изображений.
Если начертить на плоскости квадрат, или
треугольник, или круг,
то внимание направляется не на саму линию, ее движение и направление,
а на ту форму плоской поверхности, которую она ограничивает.
Таким же образом, если дается изображение какой-либо фигуры (на-
пример, человека) на двухмерной плоскости и форма ее заключается в замк-
нутой линии, то линия эта ограничивает собой
определенную плоскостную
форму, и основным феноменом восприятия в таком изображении является
плоская двухмерная фигура.
Однако в силу того, что форма такой плоскостной фигуры полностью
зависит от направления, движения и изобразительной силы контурной ли-
нии, заключающей ее в себе, значение линии в таком изображении огромно.
А Б
Рис. 7. Пример изображения вазы
На рис. 7 можно видеть пример изображения вазы, где Аочертания
основных форм, составляющих ее, а Бочертания внешних границ объекта.
Контур, или очертание, – это одна из существенных характеристик
объекта, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание
не указывает нам, где расположен объект, в каком положении в пространстве
он находится. Говоря об очертании, мы прежде
всего имеем в виду границы
массы. Внешние границы объектов могут беспрепятственно изучаться наши-
ми органами чувств. Но очертание комнаты образуется внутренними грани-
цами объектов, а в таких предметах, как кувшин, чашка и т. п., внешняя
и внутренняя границы образуют очертание совместно или соперничают друг
с другом.
Помимо этого, как отмечал в своем
исследовании Р. Арнхейм, вид объек-
та никогда не определяется лишь образом, который действует на глаза на-
блюдателя. Невидимая сторона мяча, логически завершающая его округлую
форму и только частично воспринимаемая спереди, в действительности яв-
ляется частью объекта восприятия. Мы видим не часть шара, а шар целиком.
Восприятие объектов происходит с помощью накопленных
в сознании образов.
Если нарисовать, например, уходящую за горизонт дорогу, показав толь-
ко ее контуры, мы получим примерно такое изображение, как на рис. 8.
Но при этом мы видим, что участки слева и справа от дороги, наоборот, уве-
личиваются по мере уда л ения от первого плана, получается, что они изобра-
жены в
обратной перспективе и делают изображение более плоским, посколь-
ку каждый из них «выворачивается», его дальняя граница стремится на пер-
вый план, и все изображение в целом кажется плоскостным.
Рис. 8. Перспективное изображение
на плоскости
Пространственная глубина в картине создается за счет чередования вер-
тикалей и горизонталей различной протяженности и толщины. Это можно
видеть, например, на рисунках Н. Бенуа или М. Добужинского (рис. 9, 10).
Рис. 9. Н. Бенуа. Рис. 10. М. Добужинский.
Комната пенсионеров в Орвьето Улица в Вильно
Как уже говорилось, человек, наблюдая окружающий его мир с находя-
щимися в нем объектами, всегда соотносит их с земной поверхностью и ли-
нией горизонта, поэтому горизонталь и вертикаль являются существенными
в представлении человеком пространства.