Составители:
Рубрика:
20 21
Рис. 15. В. Шустов «На Неве»
Плоскостным изображением мы называем такое изображение, в кото-
ром подчеркивается двухмерность изобразительной плоскости (не «прорыв»
вглубь, а сохранение ощущения плоскости).
Специфика такого рисунка обусловлена во многом и теми задачами,
которые ставит мастер. Архитектору свойственны объемно-пространствен-
ное мышление и видение в условных ортогональных проекциях фасадов,
разрезов, пространственных их взаимосвязей. Особую роль
в рисунке он от-
водит структуре, пропорциям, масштабной соразмерности. Эти задачи архи-
тектор в рисунке с натуры решает главным образом не живописными,
а условно графическими средствами.
Рисунок скульптора имеет много общего с рисунком архитектора,
так как тот и другой оперируют массой, объемом, материалом и их изображе-
ние учитывает рассмотрение предмета
не с фронтальной точки зрения,
а со всех сторон и в движении. Заметно стремление к выявлению тектоники
и конструкции формы в лаконичных и простых линиях, выявление не повер-
хности, а пластики объема.
Микеланджело видел архитектуру прежде всего как скульптор. Он пи-
сал о том, что для начала надо выбрать точную позицию,
а чтобы ее найти,
нужно рисовать модель со всех сторон, отыскав, наконец, форму, которую вы
хотите воспроизвести, определить ее контуры, разбить ее на углы и треуголь-
ники, установить пропорции, придать направление объемам, стремясь к тому,
чтобы ее деление на основные части стало убедительным, зримым.
В рисунке живописца игра света и тени,
передача мягкости очертаний
формы, ее связи с воздушной средой часто являются темой изображения, где
форма зрительно претерпевает значительные искажения. В рисунке архитек-
тора (и скульптора) светотень может быть элементом, подчеркивающим пла-
стичность, пространственность форм, поэтому в рисунке архитектора тени
условны, подчинены этим смысловым задачам. Форма воспринимается в своей
объемно-пространственной сущности, не заслоняющей
тектоники построения.
Работы архитектора В. Щуко – хорошая иллюстрация этому (рис. 16).
Мастер, решая изобразительные задачи в рисунке, использует главным обра-
зом линейное построение, выявляя структуру зданий, характер градострои-
тельных комплексов или отдельных элементов, их масштабность, детализа-
цию на дальних пространственных планах, а также показывая силуэтное по-
строение, уточняя линией композиционный строй
архитектурного декора.
Отсюда один шаг к чисто линейному изображению, которое, несмотря
на условность, можно рассматривать как способ, позволяющий решать мно-
гообразные изобразительные задачи, начиная с выделения предмета из той
среды, где он существует, и кончая раскрытием всей объемно-пространствен-
ной структуры, ее цветовых и фактурных качеств.
Рис. 16. В. Щуко. Новгород
Работы зодчих показывают, что для них рисунки не были только сопут-
ствующим архитектуре занятием или первичным процессом изучения архи-
тектурного наследия. Обладая творческой фантазией и умением наблюдать,
художественно переосмысливая действительность, архитектор с помощью
рисунка передает характерные черты действительности.
Этот творческий акт протекает одновременно и взаимосвязанно на уров-
нях сознания, осмысления и
интуиции, что в совокупности определяет цели
и смысл изображения.
Рисунок архитектора в некоторых случаях стремится быть свободным
от иллюзорной передачи пространства. В нем может отсутствовать передача
воздушной перспективы. Пространство в таких рисунках передается только
перспективным построением, а линия сохраняет свою силу, толщину как на
первых, так и на последних планах. Эта условность линейного
рисунка под-
черкивается, как отмечалось ранее, включением в композицию белой бума-
ги, которая в силу контраста с толстыми линиями или с тоном является одно-
временно выразителем пространственной предметной среды и природного
освещения.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »