Линия в изобразительном процессе. Молоткова Е.Г. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22 23
Размышления архитектора в процессе выполнения рисунка не подсоб-
ный, а творческий акт как познание закономерностей формирования обра-
зов. Не копирование натуры, а ее творческое переосмысление.
В творческом акте художника и архитектора можно проследить общее
и различное. И тот и другой показывают взаимоотношение предметных форм
в пространстве (реальном и иллюзорном), сочетают с ним
предметы, т. е.
организуют среду. В живописи и графике все содержание пространства (плос-
кости, объемы) проецируется лишь на плоскую двухмерную поверхность
холста с помощью линейной перспективы, светотени, цвета и воспринимает-
ся единовременно.
Создание в рисунке образов архитектуры породило творческие жанры,
рисунок, содержанием которого является воссоздание былого обли-
ка архитектурного памятника, когда на основании исследований, дополнен-
ных собственными представлениями или воспоминаниями, выполнялись це-
архитектурный рисунок-композицию, передающий созданные фан-
тазией образы архитектуры прошлых исторических эпох (С. Ноаковский,
Л. Руднев) или современности (Я. Чернихов);
архитектурный образ будущей постройки;
архитектурный прогноз-фантазию (например, «города будущего»),
социально-архитектурный прогноз.
Графический язык С. В. Ноаковского необыкновенно лаконичен, худо-
жественно выразителен и прост. Его рисунки (рис. 17) не воспроизводят
в точности ни одного из памятников архитектуры прошлого, но в то же время
передают исключительно верный концентрированный архитектурный образ,
характерный для данного стиля и данного исторического
этапа архитектуры.
Рис. 17. С. Ноаковский.
Архитектурный
рисунок-композиция
В этих рисунках важны характерные черты архитектурного образа
и стиля, а не подробности и детали. Образ здесь выступает в живом зритель-
ном восприятии.
Ноаковский иллюстрировал свои лекции рисунками на различные ар-
хитектурные темы, соблюдая особенности того или иного стиля, тектонику
сооружения, основные пропорции памятника. Все рисунки Ноаковского сде-
ланы по представлению. В
них чувствуются свобода линии, штриха, пятна,
уверенная характеристика объекта.
Для Ноаковского линияосновное средство выразительности в пере-
даче образа, стиля, масштаба целого и частей. В передаче цвета материала,
например кирпича, он пользуется красной линией или сочетанием несколь-
ких цветных линий. Цвет применяется соответственно архитектурному ма-
териалу локально (цвет стены, штукатурки,
кирпича). Цветной и черный кон-
тур совмещается с яркими локальными цветными пятнами, без полутонов.
Для целостности восприятия здания Ноаковский редко применяет тени, и если
возникает необходимость передать объем, то он пользуется легкими полуте-
нями цвета сажи или сепии. Проемы в его рисункахчерные, что придает
объему светлоту, освещенность. Цветовое или тональное пятно
всегда соот-
ветствует форме, силуэту, но никогдаслучайным теням. С помощью сухой
кисти мастер добивается передачи фактуры материала.
Свойства одного средства изображения способны передавать разные
качественные характеристики. Например, линия через штрихование перехо-
дит в тон, путем тональных отношенийв цвет; белая бумага путем контра-
ста или нюанса передает в одном случае
среду, в другомосвещенную плос-
кость предмета и т. д.
Выразительность линейного языка графики зависит и от характера
начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая),
их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная). Так, например, пря-
мая линия по сравнению с кривой выглядит более жесткой, определенной.
Такая линия больше принадлежит
изображению, построенному при помощи
рейсшины, угольника (чертеж), а не рисунку, который в силу своей специфи-
ки заключает эффект большей жизненности. Но в обоих случаях линия орга-
низует картинную плоскость. В зависимости от направления, толщины, силы
тона и материала линия воспринимается либо лежащей на плоскости (верти-
кальгоризонтальнюанс), либо определяющей третье измерение
(наклон-
ные линии), фронтальную глубину (контраст линий).
Линейный контраст (сильно выраженное различие, противопоставле-
ние) и линейный нюанс (соотношение близких состояний; сильнее выраже-
но сходство, чем различие) возникают в результате взаимодействия линий