История русской литературы XVIII века. Нагина К.А. - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

52
Литературная форма Подщипы” представляет остроумную пародию
на жанр классической трагедии. Все элементы этого жанра: героический
сюжет, аристократические персонажи, торжественный язык решительно
снижены и наполнены несвойственным им содержанием . Шутотрагедия
имеет и политический подтекст: это сатира на идею прсвещенного
абсолютизма” , в которой осмеяны реальные аспекты политической ,
социальной и военной жизни России периода правления Павла I.
Характерными стилевыми приемами Трумфа” стали снижение высокого и
поэтизация низкого. Сам Крылов представил ее в цензуру как святошную
трагедию”, подчеркивая близость фольклору. В пьесе сочетаются приемы
народного и профессионального театров . Поставленная на любительской
сцене, шутотрагедия Крылова имела большой успех и распространилась во
многих списках . Впервые опубликована в России она была в 1871 году, а
на сцене появилась в 1905 году.
Литературная деятельность молодого Крылова тесно связана с его
басенным творчеством : следует обратить внимание на реалистические
тенденции его сатиры и формирование механизма” басенной аллегории
( люди - животные, люди - куклы ).
Русский сентиментализм
Исследования
Кочеткова М . Д . Поэзия русского сентиментализма. Н .М .Карамзин ,
И .И .Дмитриев / М .Д .Кочеткова // История русской поэзии. Л ., 1968. Т . 1. С. 171-
187.
Орлов П . А . Русский сентиментализм / П.А .Орлов . М ., 1977. 247 с.
Федоров В . И . Литературные направления в русской литературе XVIII века /
В .И .Федоров. М ., 1979. С.57-92.
Валицкая А . П . Русская эстетика XVIII века / А .П.Валицкая . М ., 1983. С. 165-
187.
В русской литературе последней трети века развивается новое
литературное направление сентиментализм . Если писатели- классицисты
стремились познать действительность с помощью абстрагирующей мысли,
то у сентименталистов ее сменяет чувство. Трезвости” ума они
противополагают чуткость сердца, общей норме индивидуальное
своеобразие, правилу требование вкуса”, ориентации на античность
интерес к современности и национальной старине. Изображение
действительности в творчестве писателей - сентименталистов неотделимо
от индивидуального восприятия автора, от авторской личности. Следует
четко представлять то новое, что внес сентиментализм в художественное
познание русской действительности: появление обыкновенного” человека
в качестве героя произведения , интерес к внутреннему миру
изображаемого персонажа, т.е. так называемый психологизм”, построение
сюжета на основе ситуаций будничной жизни частных людей , внимание к
нравственному миру представителей крестьянства , обогащение новыми
жанрами (повесть, путешествие” , камерная лирика” ), дальнейшее
сближение литературного языка с живой разговорной речью , в результате
чего стало возможным создание особого поэтического стиля в лирических
жанрах .
Особо стоит вопрос о периодизации русского сентиментализма.
Воспользуемся периодизацией , предложенной П . А . Орловым в книге
Русский сентиментализм”. Первый этап 1760-1775 годы период
                                      52
       Л итературная ф орма “Подщ ипы ” представляетостроумную пародию
на жанр к лассическ ой трагедии. В се э лементы э того жанра: героическ ий
сю жет, аристок ратическ ие персонажи, торжественны й язы к – реш ительно
снижены и наполнены несвойственны м им содержанием. Ш утотрагедия
имеет и политическ ий подтек ст: э то сатира на идею “прсвещ енного
абсолю тизма”, в к оторой осмеяны реальны е аспек ты политическ ой,
соц иальной и военной жизни России периода правления Павла I.
Х арак терны ми стилевы ми приемами “Т румф а” стали снижениевы сок ого и
поэ тизац ия низк ого. Сам К ры лов представил еев ц ензурук ак “святош ную
трагедию ”, подчерк ивая близость ф ольк лору. В пьесе сочетаю тся приемы
народного и проф ессионального театров. Поставленная на лю бительск ой
сц ене, ш утотрагедия К ры лова имела больш ой успех и распространиласьво
многих списк ах . В первы е опублик ована в России она бы ла в 1871 году, а
на сц енепоявиласьв 1905 году.
       Л итературная деятельность молодого К ры лова тесно связана с его
басенны м творчеством: следует обратить внимание на реалистическ ие
тенденц ии его сатиры и ф ормирование “мех анизма” басенной аллегории
(лю ди-животны е, лю ди-к уклы ).

                                  Рус с ки й с енти ментали зм
         И с с ледовани я
         К очетк ова М .Д . Поэ зия русск ого сентиментализма. Н .М .К арамзин,
И .И .Д митриев / М .Д .К очетк ова // И стория русск ой поэ зии. – Л ., 1968. – Т . 1. – С. 171-
187.
         О рлов П.А . Русск ий сентиментализм / П.А .О рлов. – М ., 1977. – 247 с.
         Ф едоров В .И . Л итературны е направления в русск ой литературе XVIII век а /
В .И .Ф едоров. – М ., 1979. – С.57-92.
         В алиц к ая А .П. Русск ая э стетик а XVIII век а / А .П.В алиц к ая. – М ., 1983. – С. 165-
187.

      В русск ой литературе последней трети век а развивается новое
литературное направление – сентиментализм. Е сли писатели-к лассиц исты
стремилисьпознатьдействительностьс помощ ью абстрагирую щ ей мы сли,
то у сентименталистов ее сменяет чувство. “Т резвости” ума они
противополагаю т чутк ость сердц а, общ ей норме – индивидуальное
своеобразие, правилу– требование “вк уса”, ориентац ии на античность –
интерес к современности и нац иональной старине. И зображение
действительности в творчестве писателей-сентименталистов неотделимо
от индивидуального восприятия автора, от авторск ой личности. Следует
четк о представлять то новое, что внес сентиментализм в х удожественное
познаниерусск ой действительности: появление“обы к новенного” человек а
в к ачестве героя произведения, интерес к внутреннему миру
изображаемого персонажа, т.е. так назы ваемы й “псих ологизм”, построение
сю жета на основе ситуац ий будничной жизни частны х лю дей, внимание к
нравственномумиру представителей к рестьянства, обогащ ение новы ми
жанрами (повесть, “путеш ествие”, “к амерная лирик а”), дальнейш ее
сближение литературного язы к а с живой разговорной речью , в результате
чего стало возможны м созданиеособого поэ тическ ого стиля в лирическ их
жанрах .
      О собо стоит вопрос о периодизац ии русск ого сентиментализма.
В оспользуемся периодизац ией, предложенной П.А .О рловы м в к ниге
“Русск ий сентиментализм”. П ервый э тап – 1760-1775 годы – период