История русской литературы XVIII века - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
Практические занятия по курсу истории русской литературы XVIII века яв-
ляются неотъемлемой частью общего процесса изучения данного предмета. Мате-
риал практических занятий не дублирует соответствующие разделы лекционного
курса. Его задача провоцировать у студентов интерес к исследовательской дея -
тельности , активизировать творческий потенциал. При изучении литературы
XVIII века студент неизбежно столкнется с объективными и субъективными
трудностями . В первую очередь, материал, которым ему предстоит овладеть,
включает в себя историю развития русской литературы на протяжения целого
столетия! Кроме того, неизбежны трудности , возникающие в процессе чтения
произведений авторов той эпохи, которую как раз и отмечает интенсивный поиск
в области литературного языка, литературных направлений, жанров и стилей .
Книги писателей XVIII века, в отличие от классической литературы XIX столетия,
уже давно выступают лишь в роли объекта изучения и не вызывают живого чита-
тельского интереса. Их богатое идейное и эмоциональное содержание, близкое и
человеку XIX столетия, еще не нашло в XVIII веке адекватных себе форм выра-
жения, что отталкивает неподготовленного читателя . Студентам как раз предла-
гаются планы занятий и по творчеству писателей , которые мало известны широ-
кому читателю , но должны быть знакомы специалисту.
Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с
перечнем контрольных вопросов и список литературы , включающий произведе-
ния художественного, критического, научно - исследовательского характера.
Практические занятия достаточно разнообразны по жанру. Предполагается обра-
щение к целостному анализу художественного произведения (например , Оды на
взятие Хотина” М . В . Ломоносова), уделяется внимание проблеме эволюции твор-
чества (на примере поэзии Г.Р. Державина), проводится сопоставительный анализ
произведений (повести Н .М . Карамзина Бедная Лиза” и Остров Борнгольм”).
При выборе последовательности расположения тем принималось во внимание
становление и развитие литературных направлений в России XVIII века, посколь-
ку одной из главных задач практических занятий является формирование у сту-
дентов навыков соотнесения конкретных художественных произведений с зако-
номерностями развития литературного процесса в целом.
Произведения, предлагаемые для изучения на практических занятиях , пред-
ставляют ведущие поэтические, драматические и прозаические жанры русской
литературы XVIII века. Среди них сатира, ода, трагедия, комедия, путешествие,
сатира, сентиментальная и предромантическая повести , восточная повесть” .
Первый этап подготовки к практическому занятию чтение художествен-
ных текстов. Иногда лексика, синтаксис и морфологические формы XVIII века
могут быть осмыслены только с помощью специальных лингвистических ком-
ментариев, что предполагает обращение к словарям разного типа. Необходимо
осмыслить содержание произведения, попытаться воссоздать логику художест-
венной мысли автора, соотнести свои впечатления от прочитанного с вопросами
плана практического занятия.
                                           3


        Практи чески е заняти я по курсу и стори и русской ли тературы XVIII векаяв-
ляю тся неотъемлемой частью об щ ег о проц ессаи зучени я данног о предмета. М ате-
ри алпракти чески х заняти й не дуб ли рует соответствую щ и е разделы лекц и онног о
курса. Е г о задача– провоц и ровать у студентов и нтерес к и сследовательской дея-
тельности , акти ви зи ровать творчески й потенц и ал. При и зучени и ли тературы
XVIII века студент неи зб ежно столкнется с об ъекти вны ми и суб ъекти вны ми
трудностями . В первую очередь, матери ал, которы м ему предстои т овладеть,
вклю чает в себ я и стори ю разви ти я русской ли тературы на протяжени я ц елог о
столети я! К роме тог о, неи зб ежны трудности , возни каю щ и е в проц ессе чтени я
прои зведени й авторов той э пох и , которую как раз и отмечает и нтенси вны й пои ск
в об ласти ли тературног о язы ка, ли тературны х направлени й , жанров и сти лей .
К ни г и пи сателей XVIII века, вотли чи еот класси ческой ли тературы XIX столети я,
ужедавно вы ступаю т ли ш ь вроли об ъектаи зучени я и не вы зы ваю т ж и вог о чи та-
тельског о и нтереса. И х б ог атое и дей ное и э моц и ональное содержани е, б ли зкое и
человеку XIX столети я, ещ е не наш ло в XVIII веке адекватны х себ е ф орм вы ра-
жени я, что отталки вает неподг отовленног о чи тателя. Студентам как раз предла-
г аю тся планы заняти й и по творчеству пи сателей , которы е мало и звестны ш и ро-
комучи тателю , но долж ны б ы тьзнакомы спец и али сту.
        М етоди ческая разраб отка каждого практи ческог о заняти я содержи т план с
перечнем контрольны х вопросов и спи сок ли тературы , вклю чаю щ и й прои зведе-
ни я х удожественног о, кри ти ческог о, научно-и сследовательског о х арактера.
Практи чески е заняти я достаточно разнооб разны по жанру. Предполаг ается об ра-
щ ени е к ц елостному анали зу х удожественног о прои зведени я (напри мер, “ О ды на
взяти е Хоти на” М .В . Л омоносова), уделяется вни мани е проб леме э волю ц и и твор-
чества(напри мерепоэ зи и Г.Р. Д ержави на), проводи тся сопостави тельны й анали з
прои зведени й (повести Н .М . К арамзи на “ Бедная Л и за” и “ О стров Борнг ольм”).
При вы б оре последовательности расположени я тем при ни малось во вни мани е
становлени еи разви ти ели тературны х направлени й в Росси и XVIII века, посколь-
ку одной и з г лавны х задач практи чески х заняти й является ф орми ровани е у сту-
дентов навы ков соотнесени я конкретны х х удожественны х прои зведени й с зако-
номерностями разви ти я ли тературног о проц ессавц елом.
        Прои зведени я, предлаг аемы едля и зучени я на практи чески х заняти ях , пред-
ставляю т ведущ и е поэ ти чески е, драмати чески е и прозаи чески е жанры русской
ли тературы XVIII века. Среди ни х сати ра, ода, траг еди я, комеди я, путеш естви е,
сати ра, сенти ментальная и предроманти ческая повести , “ восточная повесть”.
        Первы й э тап подг отовки к практи ческому заняти ю – чтени е х удожествен-
ны х текстов. И ног да лекси ка, си нтакси с и морф олог и чески е ф ормы XVIII века
мог ут б ы ть осмы слены только с помощ ью спец и альны х ли нг ви сти чески х ком-
ментари ев, что предполаг ает об ращ ени е к словарям разног о ти па. Н еоб х оди мо
осмы сли ть содержани е прои зведени я, попы таться воссоздать лог и ку х удожест-
венной мы сли автора, соотнести свои впечатлени я от прочи танног о с вопросами
планапракти ческог о заняти я.